ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
© Н.Г.Иванов, Г.Д.Алехина, И.А.Лукьянов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2017 г.
Задачи профессиональной ориентации подрастающего поколения, являются приоритетными в контексте модернизации образования в РФ. Особенно востребованным является решение данных задач в связи с назревшей в стране острой необходимостью воспитания нового поколения исследователей, разработчиков и рабочих для высокотехнологических отраслей.
В модели Российского образования до 2020 года образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии. Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня становится привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров и от изобретателей до инноваторов. Масштабы решаемых задач особенно ярко проявляются в Калуге, городе с колоссальным научно-техническим потенциалом, которому присуще уникальное, единственное в мире сочетание профильных вузов, научных центров, научно-производственных объединений, высокотехнологических предприятий (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ОАО НПП «Тайфун», НПО им. Лавочкина и др.).
Сегодня особенно актуальным становится взаимодействие образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий, которые располагают методическими, психолого-педагогическими и техническими ресурсами, единство которых усиливает друг друга в области развития инженерного мышления, прогнозирования и научному творчеству. В качестве важного механизма, позволяющего обеспечить создание условий для профессиональной ориентации подрастающего поколения, является внеурочная деятельность, которая может лечь в основу сетевого взаимодействия [3].
Полагаем, что в современных условиях актуальна разработка и реализация моделей внеурочной деятельности технического профиля в опоре на взаимодействие образовательных организаций общего образования с образовательными организациями дополнительного, высшего образования и научно-производственными предприятиями, то есть организация внеурочной деятельности по типу учебно-производственных комплексов (УПК), расширяющих модель организации УВК, предложенную Григорьевым Д.В. [1].
Конгломерат связей, когда общеобразовательная школа входит в состав более сложных объединений: «школа – образовательная организация дополнительного образования детей – технический вуз – гуманитарный вуз – научно-производственное предприятие», обеспечит необходимые условия для организации внеурочной деятельности технической направленности, создаст условия для профориентации обучающихся в сторону выбора профессий научно-технического профиля. Реализация такой модели поможет решить существующие в школе проблемы организации внеурочной деятельности технической направленности [2].
Опыт сетевого взаимодействия между школами, педагогическими и техническими вузами, образовательными организациями дополнительного образования детей, научно-техническими предприятиями города, региона может быть не только ценен в практике организации внеурочной деятельности учащихся конкретной школы, но и получить широкое распространение в муниципальном и областном образовательном пространстве [4].
Консолидация усилий общеобразовательных организаций, научно-производственных предприятий расширяет спектр профессиональных, методических и психолого-педагогических ресурсов, объединяет усилия профессионалов по разработке и эффективной реализации программ внеурочной деятельности.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (ОГОН) научного проекта № 16-16-40026 а(р).
Литература
1. Григорьев Д.В., Степанов Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011. 224 с.
2. Иванова И.В. Реализация дополнительного аэрокосмического образования в условиях взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного, высшего образования и научно-производственных предприятий: раздел в монографии // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: монография / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. 164с. С.99-118.
3. Иванова И.В, Макарова В.А.. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №8 (161). С.14-20.
4. Иванова И.В., Макарова В.А. Социально-педагогическое партнерство образовательных организаций разных типов и видов в условиях модернизации образования // Педагогическое образование в России. 2015. №12. С. 103-107.