ЗНАЧЕНИЕ СТРАДАНИЯ В УЧЕНИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© А.А.Блискавицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2017 г.
Философия К.Э. Циолковского [1-5] во многом базируется на принципе несовершенства земного мира, его отдалённости от высших миров, в которых нет страданий. Его онтология очень близка к гностической [6, 7], так как люди делятся им на типы по уровню приближения к высшему миру. При этом человечество в целом находится чуть ли не на самой нижней ступени развития среди других космических существ. Люди рожают в муках, болеют, истязают друг друга, они слабы и ограничены. Смерть есть лишь перерождение. По сути дела К.Э. Циолковский переосмысливает идеи А. Шопенгауэра и учение о реинкарнации, полагая, что сам факт существования несовершенных миров обусловливает вероятность перерождения именно в представителей подобного мира. Например, он высказывает опасение возродиться в будущей жизни человеком низкой расы, животным, преступником.
Земная жизнь пронизана страданиями – животные несовершенны, их истязает человек, и они истязают друг друга. Большинство людей очень ограниченны, они не просто страдают, но и мешают развитию достойных – талантливых людей и гениев.
В философии К.Э. Циолковского страданию отводится важная роль – это индикатор несовершенства мира. Гений даже на эстетическом уровне ощущает уродство земного мира, жаждет его преображения. Человек может спастись, изменив этот мир. Именно в борьбе со страданием и в постоянном развитии заключается цель человеческой жизни.
По мысли философа, общество должно выработать определённую этику, отобрав путём сложных процедур гениальных и талантливых людей, и избавиться (гуманными способами) от несовершенных своих представителей, постоянно улучшаясь. Тогда будут созданы все необходимые условия для их дальнейшего совершенствования, которое должно привести к преображению всего человечества [8]. Важным начальным шагом здесь является разделение людей на два мира: в первом, сначала достаточно малочисленном, живут достойнейшие люди, которые задают всю разумную организацию (определённые правила, распорядок), а в другом – люди более низкого уровня, они постепенно деградируют и вымирают, распавшись на атомы, которые могут стать частью уже более совершенной жизни.
Литература
1. Циолковский К.Э. Нирвана // Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. С.7-26.
2. Циолковский К.Э. Горе и гений // Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. С.27-40.
3. Циолковский К.Э. Причина космоса // Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. С.41-50.
4. Циолковский К.Э. Неизвестные разумные силы // Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. С.62-72.
5. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. С.189-224.
6. Чертон Т. Гностическая философия. М.: Рипол-классик, 2008. 464 с.
7. Митрофанова А.В. Отражение гностических идей в философских работах К.Э. Циолковского // Материалы XXXVII Научных чтений, посвященные разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Калуга: ГМИК, 2002. С.116-117.
8. Блискавицкий А.А. Гностицизм и философия К.Э. Циолковского // Идеи К.Э. Циолковского в инновациях науки и техники. Калуга: СерНа, 2016. С.226-228.