45-Я ГОДОВЩИНА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФГУП «ОРГАНИЗАЦИЯ «АГАТ»
© А.М.Кирюшкин, В.В.Оноприенко, Г.С.Сапрунов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2018 г.
В 1960-1970 годах очень остро стала задача оценки и анализа затрат стоимости производства ракетной и ракетно-космической техники, а уже в 1965-1972 годах на первый план вышла задача стоимости ОКР ракетной и ракетно-космической техники. Оценка стоимости серийных изделий была поручена в НИИ-88 группе под руководством Никитина В.М. в рамках отдела 18 – начальник отдела Гриншпун С.Г.
В 1963 году был образован отдел № 13 – технико-экономического анализа под руководством начальника отдела Яранцева О.А., и в него входили сектор 1 – Васильев Н.М. ракетная техника, сектор 2 – Печёнкин Л.С. ракетно-космическая техника и сектор 3 – Гучмазов С.Г. экономика и организация ракетного производства в отрасли. Организация работ и исследования технико-экономического анализа РКТ проходила под руководством директора НИИ-88 Мозжорина Ю.А.
В 1965 году с приходом генерала Мрыкина Александра Григорьевича был создан комплекс 7 в ЦНИИМАШ, который занимался вопросами планирования и экономикой ракетно-космической техники, начальником комплекса 7 был назначен Чебаненко Владимир Михайлович.
В 1973 году на базе комплекса 7 ЦНИИМАШ, НИИ технологии машиностроения и главного вычислительного центра Министерства общего машиностроения (Минобщемаш СССР) и в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 22 мая 1973 года № 955рс (приказ Минобщемаша СССР от 14 июня 1973 года № 174) на правах филиала ЦНИИ машиностроения на самостоятельном балансе с правами юридического лица было создано предприятие «Организация «Агат» по экономике и управлению, а его первым директором стал Чебаненко В.М.
За период 1973-1990 годов «Организация «Агат» разрабатывала, экспертировала и утверждала сметную стоимость на НИОКР и серийное производство изделий, разрабатывала методики определения стоимости, трудоемкости и продолжительности НИОКР и серийного производства изделий и подошла к созданию автоматизированной нормативно-справочное базы. С этой целью накапливалась, обрабатывалась и систематизировалась технико-экономическая информация на ЭВМ.
В соответствии с Законом СССР «О предприятиях в СССР» и распоряжением Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. № 2062р (приказом Минобщемаша СССР от 28 ноября 1991 г. № 318) был утвержден Устав «Организации «Агат», после которого «Организация «Агат» стала государственным союзным предприятием по вопросам планирования, экономики и управления.
Главной особенностью Минобщемаша СССР было то, что удельный вес НИОКР в общем объеме работ отрасли был высок и доходил до 70%. Поэтому уже в 1969 году в Минобщемаше СССР была создана и постоянно совершенствовалась уникальная автоматизированная система разработки и формирования следующих основополагающих документов:
1. Концепции – документ, определяющий цели и задачи развития ракетной и ракетно космической техники (РКТ), параметры целей и задач на 20-30 лет.
2. Основные направления разработки РКТ – документ, устанавливающий основные типы РКТ, уровни их важнейших характеристик, сроки реализации основных характеристик, направления наиболее приоритетных научно-исследовательских работ, количество образцов, потребное для обеспечения эффективного решения задач. Документ разрабатывался на 15-20 лет.
3. Программы развития РКТ – долгосрочный плановый документ, содержащий комплекс взаимоувязанных по направлениям, целям, ресурсам, срокам, кооперации работ по разработкам и созданию образцов РКТ.
Документ разрабатывался сроком на 10 лет и уточнялся через каждые 5 лет с дальнейшей пролонгацией на 5 лет.
4. Пятилетний план разработки и создания РКТ – документ, более детально раскрывающий позиции Программы по номенклатуре тем, кооперации, срокам, объемам финансирования разработок и поставок. Разрабатывался на 5 лет и являлся инструментом реализации Программы.
5. Годовые планы – государственный оборонный заказ, директивно утверждаемый ежегодно плановый документ, составленный, исходя из возможности бюджета на очередной год и реально достигнутого уровня реализации показателей государственной Программы и пятилетнего плана.
Помимо указанных выше документов разрабатывались также целевые комплексные программы по отдельным стратегическим направлениям техники, с целью концентрации средств на реализацию задач создания прорывных технологий в области НИР, ОКР, производства и капитального строительства.
Организация «Агат» разрабатывала, формировала и вела оценку реализуемости годовых, пятилетних планов и долгосрочных программ ракетно-космической техники.
Регулярно проводила отраслевые конференции (один раз в два года) для доведения методологии годовых, пятилетних планов и долгосрочных программ до НИИ, КБ, ОКБ, НПО, ПО и заводов.
Совместно с Министерством обороны СССР разрабатывала, согласовывала и утверждала Межотраслевые методики оценки стоимости НИОКР, технологической подготовки и серийного производства.
Впервые в стране в Минобщемаше СССР была создана нормативно-справочная база для определения и оценки стоимости, трудоёмкости и продолжительности НИОКР, изготовления изделий в опытном и серийном производстве.
Разработанные НИИ, КБ под методическим руководством «Организация «Агат» нормативы трудоемкости и стоимости ОКР позволили перейти к нормативному планированию НИОКР, т.е. к более высокой степени экономической обоснованности планов. Этому способствовало внедрение отраслевого стандарта ОСТ В92 – 8717 – 75. «Технические комплексы, стадии и этапы создания», согласно которому процесс разработки разбивался на 30-40 этапов с конкретизацией «завершаемая работа».
Наибольшего успеха отечественное ракетостроение добилось в условиях государственного планового регулирования экономики и ракетно-космической промышленности. В условиях планового хозяйствования «Организация «Агат» разработала и внедрила в отрасли единую систему планирования, учета, отчетности и перспективного управления НИОКР, серийного производства ракетно-космической техники (РКТ).
До 1990-х годов ХХ века СССР занимал лидирующую позицию в области освоения космоса и развития космических технологий, конкурируя только с США. После перестройки финансирование космических проектов резко сократилось, что явилось причиной того, что реализация проектов развития перспективных технологий не могла быть продолжена, скорость выполнения других проектов сократилась. Кроме того, у самих предприятий возник ряд проблем, в т.ч.: не было средств для выполнения инвестиционных программ, направленных на развитие производств; а также происходили массовые сокращения и увольнения персонала предприятий РКП.
Обеспечить существенную компенсацию дефицита бюджетного финансирования за счет развития коммерческих проектов было также невозможно в силу специфики производимой продукции и уровня развития мировых технологий. Преодолев серьезное сопротивление со стороны конкурентов, Россия смогла занять одну из лидирующих позиций на мировой арене в области оказания пусковых услуг. Но для более масштабного развития коммерческих проектов требовалось сначала профинансировать НИОКРы, на что средств не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 года № 233 (приказ Генерального директора Российского космического агентства от 5 июня 1992 года № 3) «Организация «Агат» переведена в ведение Российского космического агентства как ФГУП «Организация «Агат» и далее соответственно в Росавиакосмос, Роскосмос и ГК «Роскосмос». ФГУП «Организация «Агат» состоит из научно-исследовательских центров, самостоятельных отделов и подразделений служб управления, участвует в национальных, союзных и международных космических программах.