АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ТРЕНИРОВОК КОСМОНАВТОВ

АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ТРЕНИРОВОК КОСМОНАВТОВ

© А.А.Злобина, Ж.Н.Шевченко, А.В.Васин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2018 г.

Психологический мониторинг представляет собой комплекс психологических мероприятий, направленных на оценку профессиональных компетенций, прогнозирование необходимости и динамики их развития, коррекцию психологического состояния. Психологический мониторинг предполагает создание банка психологических данных на каждого космонавта.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

– получение максимально полной психологической информации, характеризующей процесс профессиональной подготовки космонавта;

– структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Методом психологического мониторинга тренировок космонавтов на всех этапах в настоящее время принято динамическое наблюдение за их деятельностью и поведением при выполнении циклограммы тренировки. В его основе лежит «Модель компетенций поведения и работоспособности космонавтов» (принятая всеми агентствами-партнерами, занимающимися психологическим сопровождением космонавтов/астронавтов), которая включает в себя такие аспекты как: самопомощь, самоуправление, коммуникация (общение), межкультуральное взаимодействие, работа в команде и жизнь в коллективе, лидерство, управление конфликтом, контроль над критической ситуацией и др.

В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина происходит развитие следующих профессионально важных психологических качеств космонавта:

– умения самостоятельно анализировать ситуацию, выделять существенные признаки, находить дополнительную инструментальную информацию;

– знания неинструментальных признаков каждой штатной и нештатной ситуации и готовность их использования;

– способности работать в условиях ограничения времени;

– способности мгновенного извлечения из памяти нужной информации;

– способности к выполнению совмещенной деятельности;

– способности самоконтроля и саморегуляции действий и т.д.

Активное стремление к выполнению этих действий космонавтом в процессе тренировок, творческий подход, ответственное отношение к работе являются необходимыми условиями формирования профессионального интеллекта в процессе тренировки.

В процессе психологического мониторинга профессиональной подготовки кандидатов в космонавты и космонавтов, по итогам его проведения оформляется индивидуальный психологический «паспорт».

С учетом этапов подготовки космонавтов формируется целевое значение психологического мониторинга тренировок, при котором акценты могут смещаться в зависимости от этапа подготовки.

При осуществлении психологического мониторинга тренировок космонавтов, психолог обращает внимание на последовательное развитие системы групповых связей в экипаже из которых можно выделить: групповое взаимопонимание, взаимодействие, внутригрупповое общение, внутригрупповое управление и групповая сплоченность с тремя уровнями выраженности каждого из показателей. Формирование экипажей с учетом психологической совместимости с характеристиками этапов и показателей группового развития экипажей позволяет оценивать, контролировать и намечать конкретные мероприятия по управлению этим процессом. На современном этапе пилотируемых космических полетов с использованием МКС важное значение имеют межкультуральные аспекты взаимоотношений в экипаже: для оптимизации межличностных отношений необходимо знание культуральных особенностей.