ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОРАЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОРАЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© Н.А.Левченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2018 г.

Проблема сохранения позиций на рынке коммерческих космических пусков ожидает Россию в ближайшие годы из-за нарастающей конкуренции, в которой активное участие теперь принимают не только страны, но и компании. Целью данной работы является формирование методики оценки экономической эффективности производства и последующей эксплуатации многоразовых транспортных космических систем (МТКС). Проанализировав запуски, долю рынка занимаемую Россией и американской компанией SpaceX, которая первая стала использовать на постоянной основе МТКС, мы получаем: 2014 год (Россия - 39%; SpaceX - 17%), 2015 год (Россия - 30%; SpaceX - 23%), 2016 год (Россия - 20%; SpaceX - 22%), 2017 год (Россия - 20%; SpaceX - 28%). Эти данные иллюстрируют следующую сложившуюся ситуацию - потребители пусковых услуг значительно увеличивают свои риски, но при этом предпочитаю молодую, мало известную компанию, имеющую минимальную цену услуги.

В чем же заключается инновация и экономическая целесообразность МТКС, сейчас первые ступени ракет-носителей при завершении работы (происходящее на высоте 100-120 км.) просто падают на Землю.

Изготовить новую ракету, даже уже с налаженным производством, всё равно во много раз превышает стоимость используемого топлива для запуска и проведения сервисного обслуживания перед повторным использованием. Возможность сохранить ступень и затем повторно запустить её позволяет сэкономить приличную сумму — около 30% стоимости запуска. Если пуск одноразовой модификации Falcon 9 обходится в $60 млн., то с возвращаемой ступенью обойдется $40 млн.

В РФ РКК "Энергия" и ракетно-космический центр "Прогресс" займутся проектированием МТКС среднего класса, которая должна будет составить конкуренцию ракете Falcon 9. Ракета будет унифицирована с одноразовой "Союз-5", эскиз которой был завершен в конце 2017 года. Эта унификация позволит запускать многоразовую ракету с Восточного, Байконура, а также с плавучего космодрома "Морской старт". Ракетный центр имени академика В.П. Макеева (ГРЦ) тоже принимает активное участие в разработке своей ракеты многоразового использования "Корона" — в отличие от ракеты производства SpaceX не имеет отделяемых ступеней и фактически является космическим кораблем мягкого взлета и посадки, что открывает дорогу к пилотируемым полетам на другие планеты нашей солнечной системы.

Данные проекты показывают, что Россия имеет в своем арсенале не один ответ, а несколько, которые помогут отвоевать нишу и занять своё заслуженное лидирующее место.

Константин Эдуардович Циолковский:

"Мы должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач. Надо искать их причины и устранять их."