ЭКЗОПЛАНЕТНЫЕ ГОРИЗОНТЫ ГЛОБАЛЬНО-КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© А.Д.Урсул, Т.А.Урсул
2018 г.

Сейчас, когда в глобалистику предложено включать глобальные природные процессы в их отношении к социуму и эволюционным процессам, глобальные исследования также могут мыслиться более широко, в какой-то мере даже захватывая те космогонические процессы, которые сформировали нашу планету, а не только с постастрономической истории и эволюции Земли. Да и эволюция нашей планеты все время с момента образования Земли испытывала существенное влияние космоса, что отражает процесс космизации глобальных, вначале природных, а затем социальных и социоприродных процессов.

Но и на этом возможное космическое расширение глобальных исследований не исчерпывается. В отличие от глобализации, формирующей взаимосвязанный целостный глобальный мир, космическое расселение окажется для человечества процессом «рассеяния по космосу», утерей былой целостности и, возможно, даже дальнейшего автономного развития разных космических цивилизаций земного происхождения. Однако это не означает, что не будет процессов, в какой-то мере аналогичных глобализации, — это процессы освоения Луны как селенизация, освоения Марса как аресизация и т.п. Обсуждаются и сверхглобальные проекты освоения космоса, которые могут выполнить роль аттрактора и супермагистрали для устойчивого развития цивилизации [6].

Опыт изучения и реализации глобального расселения на нашей планете и последующей глобализации может пригодиться и для освоения иных экзопланет в далеком будущем и других процессов космического расселения. Предполагаемые процессы расселения и «глобализации» на иных космических объектах ставят вопрос о более широком видении этого процесса, предполагающего более продолжительное развертывание данного глобального процесса или же рассмотрения более общего, связанного с ним. Ведь внеземные процессы «глобализации» (которые, следуя В.И. Вернадскому [1], уместно назвать процессами планетизации) на иных небесных телах будут начинаться с заселения конкретной планеты (или иного космического объекта) и поэтому, учитывая такие возможности, также имеет смысл более досконально выявить закономерности глобального расселения предков современного человека по всей территории Земли, начиная с Африки.

С конца прошлого века, после открытия множества планет вокруг иных звёзд, именуемых теперь экзопланетами, или внесолнечными планетами, пришло понимание того, что планеты существуют в Галактике в весьма значительном количестве [4]. Теперь их число перевалило за тысячи, причём подавляющая часть их была обнаружена с помощью космического телескопа «Кеплер», выведенном в космос НАСА ещё в 2009 году. Одним из самых удачных международных космических проектов является телескоп «Хаббл», программа которого была продлена до 2021 года. Данный проект был реализован НАСА и ЕКА в 1990 году и по сей день после ремонтных работ выполняет свое предназначение. За это время «Хаббл» сделал более миллиона снимков различных небесных тел, среди которых звезды, галактики, туманности, планеты.

Выяснилось также, что характеристики определённого числа экзопланет аналогичны свойствам земной и юпитеровой групп планет Солнечной системы, хотя выявились и новые виды [4]. Составлен список планет, на которых с наибольшей вероятностью может быть жизнь. Планеты, на которых теоретически можно ожидать наличие жизни, в существенной степени оценивались с позиций сходства этих небесных тел с Землей. В число характеристик, по которым различные космические объекты сравнивались с нашей планетой, входят их размер, удаленность от своей звезды, характер поверхности, наличие магнитного поля, массы планеты и другие. Многие «глобальные природные процессы» протекают одинаково или очень похоже на разных планетах, например, вулканическая деятельность, вращение планет, атмосферные процессы и т.д.

Для этих исследований важно вывить потенциальных кандидатов на возможное переселение человечества с Земли, если человечество выживет на нашей планете и такая необходимость появится в будущем. Такую цель, конечно, не ставит современная планетология как комплекс наук, изучающих планеты, их спутники, а также нашу звездную систему в целом, внесолнечные планеты и другие планетные системы во Вселенной. Но не исключено, что в этом направлении, используя данные планетологии, будет развиваться и «экзопланетная глобалистика» во всяком случае, если экзопланетарные процессы окажутся в предметном поле глобально-космических исследований.

Однако речь в перспективе пойдет не только о поисках жизни на экзопланетах и возможности, как предполагал К.Э. Циолковский [3] (а последнее время вплоть до своей кончины идею активно популяризировал Стивен Хокинг [5]), переселения на другие подходящие небесные тела с целью продления существования человечества. Не исключено также, что одним из направлений глобально-космических исследований, используя предложенную нами с В.В. Рубцовым «глобальную методологию» [4], окажется проблема поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.

Вполне возможно, что очерченные здесь проблемы войдут в предметное поле экзокосмоглобалистики (или космоэкзоглобалистики) как нового интегративно-междисциплинарного направления научного поиска. Эта предполагаемая область научных исследований будет изучать глобально-планетарные процессы (и системы), включая все многообразие явлений, присущих как человеческой цивилизации, так и возможным внеземным цивилизациям в их взаимодействии с окружающей природой планеты и космоса.

Литература

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

2. Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций. 2-ое доп. изд. Кишинев: Штиинца, 1988. 333 с.

3. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001. 480 с.

4. Deeg H.J., Belmonte J.A. (Eds). Handbook of exoplanets. L.: Springer, 2018.

5. Hawking S. This is the most dangerous time for our planet // The Guardian. 2016. December 1.

6. Krichevsky S. Super global projects and environmentally friendly technologies used in space exploration: realities and prospects of the space age // Philosophy and Cosmology. 2018. Vol. 20. P. 92–105.