ЭТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

ЭТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

© Г.А.Васильева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

В связи с интенсификацией космических исследований перед современным обществом встали проблемы нравственной правомерности тех или иных космических экспериментов, необходимости создания общих основ взаимоотношений между людьми в условиях освоения космоса. Это вызвало активизацию интереса к разработкам К.Э. Циолковским вопросов космической этики. Ведь без решения нравственных проблем «космического» диапазона, человечеству трудно продолжать освоение космоса.

В научном творчестве мыслителя этика занимает важное место. Циолковский выводил мораль из природы человека, рассматривая присущие ему естественные стремления как основания нравственности: «Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из ее общих законов, и сделать ее, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми» [2, С.40]. Он рассматривает человека как существо мыслящее и способное сыграть роль «факторов эволюции космоса». По его мнению, традиционные решения «вечных вопросов» человеческого бытия должны быть переосмыслены с учетом «космической точки зрения» [2, С.347].

Творческая деятельность человека по преобразованию природы и самого себя, по убеждению ученого, является характеристикой «высших счастливых существ». Основной заботой мыслителя стали поиски путей достижения конкретным человеком счастья, а исходным пунктом его этической доктрины предстала своеобразно понимаемая любовь человека к самому себе [2, С.305-324].

В работе «Этика или естественные основы нравственности», человек рассматривается как комбинация вечных атомов, взаимозависящих друг от друга. После смерти организма, происходит распад ассоциации атомов, но сами они сохраняются и, в связи с эти, смерти как таковой во вселенной не существует, она – лишь иллюзия субъективного человеческого мироощущения [2, С.219]. Традиционный категорический императив («Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе») в этике Циолковского формулируется и как «Делающий добро другим, делает его себе» и как «Не должно быть никаких страданий – ни на Земле, ни на других планетах, ни вообще в космосе».

Но преобразования не могут быть ограничены рамками Земли. В космосе тоже происходит постоянный круговорот, непрерывный обмен атомами. Поэтому разумные существа должны руководствоваться основами своей этики по отношению ко всей вселенной. Циолковский «поднимает» земную этику до уровня «космической». Ведь у существ, достигших совершенства, «один ум,… одна цель – всеобщее и вечное счастье». «Нравственность Земли такая же, как и небес: устранение всяких страданий. Эту цель указывает разум» [3, С.464-465].

Циолковский был уверен, что жизнь на планетах, может появляться двумя способами: первый – разумные существа других миров заселяют пустующие планеты, усовершенствуя Вселенную, превращая Хаос в Космос; второй – это путем самозарождения, преобразования неорганической материи в органическую. Этот второй путь более длителен, но именно он и уготован Земле и ее обитателям. На их долю выпала задача усовершенствования жизни, управления ею на Земле и в солнечной системе [3, С.447-451].

Циолковский действительно предложил не просто концепцию взаимодействия человечества с окружающей средой, а конкретную программу преобразовательной деятельности, то есть проект «реконструкции природы», созданный на серьезной этической основе. Именно она стала отдельным объектом исследований при разработке научного наследия ученого, например, см.: [1].

Сейчас, когда космические путешествия, над осуществлением которых работал Циолковский, стали «обычным» фактором действительности, когда встал вопрос о возможности контактов с внеземными цивилизациями, разработки Циолковским вопросов космической этики представляют особый интерес, как для теоретиков, так и для практиков, чьи работы связаны с космосом.

Литература

1. Мапельман В.М. Этико-экологические тупики русского космизма // Общественные науки и современность. 1996. №1. С.138-147.

2. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001. 480 с.

3. Циолковский К.Э. Щит научной веры. М.: Самообразование, 2007. 720 с.