ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ФЁДОРОВСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ФЁДОРОВСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

© А.Г.Гачева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

Доклад подготовлен в рамках научного проекта «Н.Ф. Федоров. Энциклопедия с онлайн-версией», выполняемого в ИМЛИ РАН при поддержке РФФИ (№ 18-011-00953A).

С 2018 г. в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН ведется работа над созданием научной энциклопедии, посвященной выдающемуся российскому мыслителю Николаю Федоровичу Федорову (1829–1903). Энциклопедия призвана представить целостный и авторитетный свод знаний о философе, стать путеводителем по его творческому наследию и федоровиане XX века.

Стержневые проблемы, стоящие перед научным коллективом энциклопедии: проблема научной реконструкции биографии Н.Ф. Федорова; генезис идей мыслителя, выявление философских, богословских, этических, эстетических источников федоровского «супраморализма»; взаимодействие философии Федорова с отечественной и мировой мыслью; описание базовых концептов «Философии общего дела»; анализ прямого и опосредованного влияния идей Федорова на философию, литературу, культуру XX в.; определение характера связи его проективной мысли и фундаментальных областей науки и практики XX века (космонавтики, экологии, глобалистики, футурологии); и наконец, проблема соотношения философского наследия Н.Ф. Федорова и традиции русского космизма.

Теме «Н.Ф. Федоров и русский космизм» посвящен большой массив исследований, как в России, так и за рубежом, однако подходы к этой темы, равно как и ее интерпретация значительно отличаются у разных авторов. Одни, как С.Г. Семенова, считают Н.Ф. Федорова «синкретическим родоначальником» философии космизма в двух его главных ветвях – естественнонаучной и религиозно-философской [4, С.540]; другие (М.А. Абрамов, В.И. Алексеева, Ф.И. Гиренок, В.Н. Демин, Б.В. Емельянов, В.В. Казютинский, О.Д. Куракина, Ю.В. Линник, А.А. Оносов, К.Х. Хайруллин, Д. Янг и др.),  см.: [1, 2, 6, 8–13, 18, 20] называют Федорова одной из ключевых фигур, определяющей палитру философских идей космизма, но при этом не меньшее (а в ряде случаев и большее) значение в плане становления космической мысли и ее теоретических оснований придают наследию К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, идеям христианских космистов В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, а также философии Н.К. и Е.И. Рерихов. В то же время ряд исследователей (М. Хагемейстер, В. Варава) предпочитают проводить водораздел между философией Н.Ф. Федорова и русским космизмом: М. Хагемейстер считает космизм искусственно созданным исследовательским конструктом [17], а В.В. Варава подчеркивает этическую цельность философии Федорова, с одной стороны, и противоречивость философских установок мыслителей, включаемых в течение русского космизма, – с другой [3]. Та или иная точка зрения определяется как степенью знания и понимания современными авторами философии Н.Ф. Федорова, так и особенностями трактовки ими феномена космизма, где присутствует значительная разноголосица мнений: от «узкого» понимания русского космизма, исповедуемого М. Хагемейстером и Б. Гройсом (они включают в космизм лишь наследие Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, А.А. Богданова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, – см.: [7, 19]) и постановки знака равенства между космизмом и сциентизмом, до предельно широкой интерпретации, фактически отождествляющей русский космизм с космическим чувством и распространяющей его установки на русскую культуру в целом (В.Н. Демин, В.П. Селезнев; О.Д. Куракина,  см.: [8, 11]).

В Федоровской энциклопедии будет выделена отдельная статья «Русский космизм», которая, с одной стороны, аналитически представит различные подходы к феномену русского космизма, существующие в современной науке, а с другой – даст в сжатом виде очерк идей космизма, выделив их «федоровскую» составляющую. Описание русского космизма как философского течения и идейной системы будет базироваться на подходе С.Г. Семеновой, полагающей в основу теории космизма идеи активной эволюции и активного христианства, и проводящей параллели между русским космизмом и христианским эволюционизмом П. Тейяра де Шардена [14–16]. При этом подход С.Г. Семеновой будет плодотворно сочетаться с теоретическими разработками В.В. Казютинского, К.Х. Хайруллина, В.И. Алексеевой, А.А. Оносова [2, 10, 13, 18]. В энциклопедии планируется представить (в том числе на основе новых архивных данных) отдельные статьи о тех представителях космизма, которые пересекались с Н.Ф. Федоровым биографически, в той или иной степени были знакомы с его идеями или упоминали о нем (К.Э. Циолковский, Н.А. Умов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский), а также статьи о «федоровской» линии в космизме, связанной с именами А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева.

Помимо проблемы соотношения наследия Н.Ф. Федорова и русского космизма в энциклопедии будет обозначено значение идей русского космизма в его «федоровской» линии для перспектив развития глобального мира, а также проведена демаркационная линия между космизмом, утверждающим этическое измерение научно-технической деятельности, и трансгуманизмом.

Представление философии русского космизма в рамках Федоровской энциклопедии станет одним из этапов, предваряющих будущую коллективную работу над созданием «Энциклопедии космизма», о необходимости которой все чаще говорят исследователи русской мысли в России и за рубежом [5].

Литература

1. Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма. Саратов: СГТУ, 2003. 280 с.

2. Алексеева В.И. Космизм о мире, человеке и обществе. М.: Луч, 2012. 576 с.

3. Варава В.В. Вызов Федорова: нравственные коллизии русского космизма // Варава В.В. Неведомый Бог философии. М.: Летний сад, 2013. С.164–176.

4. Гачева А.Г.,Семенова С.Г. Русский космизм // Русская философия: Энциклопедия. М.: Книжный клуб «Книговек», 2014. С.540–542.

5. Гачева А.Г. Проект «Энциклопедия космизма» // Идеи К.Э. Циолковского в инновациях науки и техники. Материалы LI научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Калуга, 2016. С.211–212.

6. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990. 64 с.

7. Гройс Б. Русский космизм. Антология. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015, 336 с.

8. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 430 с.

9. Емельянов Б.В. Русский космизм: основные направления. Екатеринбург: Екатеринб. ун-та, 2006. 217 с.

10. Казютинский В.В. Космизм классический и космизм современный // «Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров: В 2 т. Т. 1. М.: Пашков дом, 2010. С.125–156.

11. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М.: МФТИ, 1993. 184 с.

12. Линник Ю.В. Русский космизм и русский авангард. Петрозаводск: Святой остров, 1995. 82 с.

13. Оносов А.А. Культурно-эволюционная деонтология: социальные проекции русского космизма. М.: МГУ, 2006. 146 с.

14. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993. 368 с.

15. Семенова С.Г. Философ будущего века – Николай Федоров. М.: Пашков дом, 2004. 584 с.

16. Семенова С.Г. Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб.: РХГА, 2009. 672 с.

17. Хагемейстер М. Русский космизм анахронизм или «философия будущего» // Россия и современный мир. 1994. № 3. С. 40–45.

18. Хайруллин К.Х. Философия космизма. Казань: Дом печати, 2003. 370 с.

19. Die Neue Menschheit:BiopolitischeUtopien in RuddlandzuBeginn des 20. Jahrhunderts/Herausgegeben von B. Groys und M. Hagemeister. Frankfurt am Main, 2006. 690 с.

20. Young G. Russian cosmists: The Esoteric Futurism of Nikolai Fedorov and His Followers. N.Y., 2012. 280 с.