ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПОЗНАНИЮ ТАЙН ВСЕЛЕННОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПОЗНАНИЮ ТАЙН ВСЕЛЕННОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА)

© Е.А.Соловьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

1. Введение. К.Э. Циолковский – великий ученый и талантливый педагог. Циолковский о смысле и значении образования (все знания «почтенны», «…наибольшим уважением должны считаться знания, ведущие к разрешению этих вопросов…»), том, что школа должна давать те нужные знания, которые пригодятся в жизни, о том, что изучаемый предмет принесет пользу, преподавать его необходимо как можно более увлекательно, используя открытия и научные знания. («…знания должны способствовать удовлетворению наших потребностей, успокоению души, нашей любознательности»).

2. К.Э. Циолковский об этических и нравственных ценностях как компоненте знаний. Работа Циолковского «Этика или естественные основы нравственности». Этические и нравственные ценности как компонента ценности знаний. Циолковский о необходимости получения знаний, способствующих удовлетворению насущных потребностей «страдальцев в живом мире» и «…высшего мира чувствующих».

3. Связь ценностной компоненты знаний с этикой, то есть, «научными основами нравственности».: «Разумный эгоизм» и принцип ненасилия – этические принципы по Циолковскому. Составляющие уникального национального своеобразия «Глобальной космической этики». Оценка вклада Циолковского в развитие образования.

4. Федеральный закон об образовании. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Образование. Воспитание. Обучение. Определения, содержание.

5. Аспекты компетентностного подхода к образованию сегодня и их непосредственная связь с педагогическими идеями Циолковского.

6. Определение компетентности. Междисциплинарность и надпредметность ключевых компетентностей.

7. К.Э. Циолковский об обобщенных и прикладных компетентностях. Расширение умственного кругозора. Значение наглядности.

8. Циолковский об овладении учащимися жизненно необходимыми навыками.

9. Творческий подход К.Э. Циолковского к решению задач. Педагогические взгляды Циолковского и их значение для современной педагогики.

10. К.Э. Циолковский – один из основоположников русского космизма. Связь Человека и Космоса. Космическое образование и формирование гуманистических ценностей. Космическое образование как неотъемлемая часть культуры в современном обществе.

11. Цели, задачи и методы космического образования и их связь с возрастом, подготовленностью и мотивацией учащихся.

12. Общеобразовательная роль космического образования. Сотрудничество основного и дополнительного образования.

13. Работ в объединениях учреждений дополнительного образования, направленная на внедрение и развитие космического образования.

14. Из опыта работы педагога. Выдержки из образовательной программы дополнительного образования «Загадки Вселенной» для учащихся, посещающих занятия в объединениях художественной направленности учреждений дополнительного образования. Концепция программы. Принципы программы. Цель и задачи программы. Условия реализации программы. Тематическое планирование. Содержание ряда моментов занятий.

15. Выводы.