И. КАНТ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

И. КАНТ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

К.Э. Циолковский не упоминал в своих трудах имени крупнейшего представителя классической немецкой философии Иммануила Канта. Однако в ходе компаративного анализа выясняется, что определенные подходы двух мыслителей к вопросам мироустройства были удивительно близки.

Бог и мир. Бог как перводвигатель. Кант утверждает, что мир имеет божественное происхождение. Устройство мира подчиненно высшему плану: «…Материя, составляющая первичное вещество всех вещей, подчинена известным законам и, будучи предоставлена их свободному воздействию, необходимо должна давать прекрасные сочетания. Она не может уклониться от этого стремления к совершенству. Поскольку, следовательно, она подчинена некоему мудрому замыслу, она необходимо была поставлена в такие благоприятные условия некоей господствующей над ней первопричиной. Этой причиной должен быть бог уже по одному тому, что природа даже в состоянии хаоса может действовать только правильно и слаженно» [1, С.124].

К.Э. Циолковский тоже ввел понятие Причины космоса тождественное термину «Бог». По его мнению, нематериальная причина порождает и организует все материальное, задает законы развития мира, которые изучаются с рамках естественных наук [3, 4]. Основные свойства первопричины: духовность, единство, безначальность и бесконечность, нетленность, вездесущность, могущество, жизненность, благость к сотворенному ею материальному миру, величие.

Кант позиционирует себя как мониста, для которого плюралистичность мира не объясними. «Возможно ли, чтобы множество вещей, из которых каждая имеет свою собственную, не зависимую от других, природу, сами определяли друг друга именно так, чтобы отсюда возникло стройное целое, а если результат именно таков, то не служит ли это неоспоримым доказательством того, что у них общий источник, которым может быть только вседержительный, высший разум, замысливший природу вещей для достижения общих целей?» [1, С.124].

Циолковский тоже настаивает на монизме своей позиции: «Мы проповедуем монизм во вселенной – не более. Весь процесс науки состоит в этом стремлении к монизму, к единству, к элементарному началу. Ее успех определяется степенью достижения единства» [4, С.16]. А в связи с этим он убежден в наличии всеобщих связей во всей тотальности бытия («все во всем»), универсализме, системности, однородности и т.д.

Принципы системности и однородности. Кант уверен в единстве физического космоса и Вселенной. Если бы бог все миры «связал, он сообщил бы своему творению большее совершенство, ибо, чем больше связи, тем больше гармонии и согласованности в мире, тогда как пустоты и перерывы нарушают законы порядка и совершенства. Поэтому невероятно, чтобы существовало много миров…» [2, С.72]. Он настаивает на системном устройстве мироздания, обращая внимание на однородность мира, проявившуюся и на нашей планете: «…вероятно, все устроено столь же величественно и слаженно, как в нашей системе, и что все бесконечное мировое пространство наполнено мирами, число и величие которых соответствуют неизмеримому могуществу их творца» [1, С.141].

Циолковского тоже привлекает однородность Вселенной, которую он обосновывает, используя аргументы физики, химии, астрономии. У него – это предпосылка для постулирования идеи всеобщности разумной жизни. Планета, солнечная система, спиральная туманность, эфирный остров – все это астрономические единицы разных порядков, и если в рядовой звездной системе на окраине галактики зародилась разумная жизнь, то жизнь является важнейшей характеристикой и всего космоса. «Нельзя отрицать, что часть планет находится в условиях, благоприятных для развития жизни. Число таких планет бесконечно, потому что часть бесконечности тоже бесконечность» [4, С.30]. Из принципа однородности у Циолковского вырастает теория внеземных цивилизаций.

Принцип бесконечности. Рассуждая о бесконечном могуществе великого зодчего, Кант писал: «…все бесконечное мировое пространство наполнено мирами, число и величие которых соответствует неизмеримому могуществу их творца» [1, С.141]. «Творение никогда не кончается. Оно, правда, однажды началось, но оно никогда не прекратится. Оно всегда деятельно и созидает все новые явления природы, новые вещи и новые миры. То, что оно создает, имеет определенное отношение к тому времени, которое оно на это затрачивает. Для творения нужна целая вечность, чтобы оживить всю беспредельность бесконечных пространств мирами без числа и без конца» [1, С.209].

Кант уверен в вечности и бесконечности жизни. Исчезают планеты, звезды, системы миров, а на Земле  целые народы, но природа в целом не терпит никакого ущерба, украшая вечность разнообразием явлений (в том числе и гибелью отдельных элементов), а бог в это время создает новый материал для образования иных миров.

Подобную точку зрения отстаивал и Циолковский. В 1914 г. он выступил против теории Р. Клаузиуса о тепловой смерти вселенной, защищая взгляды, аналогичные кантовским [3]. Это была позиция не физика, а мыслителя, который видел мир в его вечности и бесконечности. Отсюда возникает идея бесконечности эволюции: субстанции и элементы вселенной достигают красоты и совершенства, существуя и развиваясь в соответствие с высшим планом.

Упомянутые взгляды И. Канта и К.Э. Циолковского не просто близки, они практически идентичны в понимании главных элементов бесконечно и непрерывно эволюционирующего мира.

Литература

1. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Кант И. Сочинения в шести томах. Т.1. М.: Мысль, 1963. С. 115-262.

2. Кант И. Мысли об истинной оценке живых сил // Кант И. Сочинения в шести томах. Т.1. М.: Мысль, 1963. С. 51-82.

3. Циолковский К.Э. Второе начало термодинамики. Калуга: Издание автора, 1914. 24 с.

4. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Калуга: Издание автора, 1925. 32 с.