ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ, Ф. НИЦШЕ И К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© А.А.Блискавицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.
Идеал человека в понимании Гегеля, Ницше и Циолковского необходимо рассматривать через призму их онтологических взглядов.
Основу философии Гегеля составляет самораскрытие абсолютного духа, реализующееся в соответствие с законами диалектики. Дух самораскрывается, познавая себя. Происходит этот процесс посредством созидающего историю человека, который должен жить в согласии с целями своего народа и творить в соответствии с законами истории. Именно такой человек представляется мыслителю идеалом. Гений привносит в мир нечто совершенно новое, отрицающее прежние устои, он позволяет миру развиваться, проходя различные стадии. По Гегелю, гений – это человек, которому абсолютный дух дает санкцию на преображение действительности. У гения, таким образом, есть врожденный дар, он творит с легкостью, не присущей обычным талантливым людям [1].
У Ницше основу мира составляет «воля к власти». В своем творчестве он уходит от системности и сложных метафизических конструкций, а ведет речь о постоянном становлении и «вечном возвращении». Число изменений в мире, несмотря на многообразие всех существующих форм, конечно, поэтому человек должен прожить свою жизнь так, чтобы не бояться ее повторить. Волю свободного и сильного человека, господина, утверждающего себя, Ницше противопоставляет морали рабов, ресентименту. Для рабской морали свойственны слабость, доброта, смирение, бездеятельность. Для морали господ характерны сила и гордость, утвержденные волей. При этом важен результат деятельности, а не ее предварительная оценка. Мыслитель вводит понятие «сверхчеловека» – это высший тип человека, который утверждает свою волю, действует в соответствии со своими представлениями, отказываясь от навязанной морали, творит историю.
Идеальный человек должен, по Ницше, пройти три стадии: «верблюда», «льва» и «ребенка». На первой он впитывает в себя установки и знания, полученные в школе и семье. На второй он все отрицает, обращая свой взор в будущее. На третьей человек принимает настоящее, выходит за рамки общественных установок, реализуя истинное творчество. Большинство людей, по Ницше, остаются на стадии «верблюда». Гений в каком-то смысле является пророком, превосходящим свое время, видящим больше имеющегося в наличии. Однако толпа часто уничтожает гения, так как он зачастую подрывает привычные для нее нормы, необходимые для самосохранения [2].
Для К.Э. Циолковского гений – высшая ступень человека. В какой-то мере у мыслителя сближаются идеи Гегеля и Ницше. Он верит, что большинство живых существ во Вселенной живут без страданий, так как их уровень развития очень высокий. Мир движется в сторону совершенствования. Человечество же далеко от идеала, а уровень его развития по сравнению с большинством других существ населяющих Вселенную, очень низок. Страдания можно резко уменьшить благодаря гениям, которые способствуют усовершенствованию человечества. При этом результат их усилий проявляется, прежде всего, в материальном мире (например, влияние гуманистов способствовало уменьшению количества войн). Гении создают возможность для слабых человеческих существ, далеких от идеала, возвыситься, преодолеть свое ничтожество и развиваться в соответствии с законами космической эволюции. По Циолковскому, человечество должно преображать окружающий мир, а в перспективе – заселять новые миры. Толпа нередко уничтожает или изгоняет гениев, не позволяя им самореализоваться в полной мере. Именно поэтому Циолковский пытается создать проект идеального общества, в котором гениям будет отведена соответствующая роль и созданы все условия для их продуктивной деятельности [3].
Литература
1. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. М.: Мысль, 1975. 384 с.
2. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М.: Политическая литература, 1990. С.17-93.
3. Циолковский К.Э. Гений среди людей // К.Э. Циолковский. Гений среди людей. М.: Мысль, 2002. С.296-317.