ИДЕИ «ЖИВОГО КОСМОСА» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ИДЕИ «ЖИВОГО КОСМОСА» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© С.И.Некрасов, Н.А.Некрасова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

К.Э. Циолковского с полным основанием можно назвать предтечей учения о биосфере и ноосфере. Основоположник практической космонавтики одновременно являлся оригинальным мыслителем, чьи идеи во многом опередили свое время. В своей «космической философии» Циолковский наметил почти все основные направления в изучении проблемы Живого Космоса. Всюду, где только можно, он проводил идею жизнесущности Мироздания. По его мнению, «в математическом смысле вся вселенная жива, но сила чувствительности проявляется во всем блеске только у высших животных» [1, С.274].

Считая, что первичные элементы материи (не обязательно атомы) не исчезают бесследно, а переходят из одной формы в другую, Циолковский предполагал, что став строительным материалом живой ткани или нервных клеток, атомы (элементы) сами становятся живыми и мыслящими. Всякий атом чувствует себя сообразно окружающей обстановке. Попадая в высокоорганизованные существа, он живет их жизнью; попадая в мир неорганический, он как бы спит. Даже в одном животном – он, блуждая по телу, живет то жизнью мозга, то жизнью кости, волоса, ногтя, эпителия и т.п. Циолковский называл атом «гражданином Вселенной» или «бессмертным гражданином Космоса».

Свободно оперируя колоссальными временными периодами, Циолковский подразделял космическое бытие человечества на четыре основные эры: 1) эра рождения (нынешняя эпоха развития цивилизации, положившая начало освоению Космоса); 2) эра становления (расселение человечества по всему Космосу); 3) эра расцвета (существование людей во взаимосвязи с другими космическими цивилизациями); 4) терминальная (или лучевая) эра (когда в результате несоизмеримого с нынешними мерками развития человечества оно сольется со всем Космосом). Каждая эра может продолжаться несколько миллиардов лет, а в отношении последней Циолковский предупреждал, что в настоящее время идею «лучистого человечества» понять практически невозможно (она представляется нелепой и абсурдной), однако удивительные предчувствия никогда не обманывали мыслящего человека.

В эволюции Космоса решающая роль, по Циолковскому, принадлежит свету и другим электромагнитным явлениям. Так, на четвертой стадии лучевой (терминальной) эры корпускулярное вещество превращается в лучевое, а «человечество становится бессмертным во времени и бесконечным в пространстве», перейдя в лучистую форму высокого уровня. В результате «мозг высших организмов превратится в необратимую форму лучистой энергии, наиболее совершенную форму материи вообще, …обладающую каким-то особым космическим сознанием, развитом в мировом пространстве» [2, С.133]. Так возникает Лучистое человечество.

В конце жизни Циолковский задался целью сформулировать квинтэссенцию своих взглядов, своего рода свод космических истин, служащих во всякие времена неисчерпаемому познанию «вечной юности Вселенной». Очерки эти были вчерне готовы, но увидели свет спустя почти шесть десятилетий. Углубляя систему нового мировоззрения и новой методологии, великий русский космист продолжил обоснование зависимости судьбы человека и человечества от судьбы Вселенной. Допуская как нечто вполне естественное существование «миллионов миллиардов планет», населенных живыми и разумными существами, Циолковский идет дальше, пытаясь представить социальную организацию Вселенной: от президентов солнечных систем их групп (куч) до президентов млечных путей, эфирных островов и всего Космоса.

В «Очерках о Вселенной» продолжается поиск аргументов для обоснования тезиса о жизненно-чувственной природе Вселенной. Космос есть живое существо. Жизнь – везде и всюду. Точно так же везде и всюду чувства. «Материя выражается соединением времени, пространства, силы и чувства (факт: где есть чувства, там есть и материя и обратно: где есть материя, там есть и чувство, хотя и близкое к нулю). Эти четыре свойства материи неотделимы друг от друга, т.е. в отдельности не существуют. Если мы замечаем где-нибудь, например, пространство, то там же будут и остальные три качества материи» [2, С.161-162].

Космическое кредо Циолковского: состояние Вселенной никогда не изменяется: она никогда не умирает, не погасает, а «вечно цветет солнцами, планетами и жизнями» [2, С.213]. «Она вечно юная или мужественная – в полном расцвете своих сил. Она бессмертна не только в отношении постоянства материи и сил, но и в отношении всегда бурной ее жизни – органической и неорганической». Венчают Космическое завещание Циолковского размышления о Боге. Вселенная – это и есть Бог. «Во власти и могуществе КОСМОСА сомневаться нельзя. ... Нами распоряжается, над нами господствует КОСМОС» [2, С.300].

Таким образом, Живая Вселенная – это не метафора. Это – сама суть Мироздания. Но за Жизнью неизбежно следует Разум, и в бесконечном Космосе они слиты воедино.

Литература

1. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001. 480 с.

2. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. 384 с.