ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КОСМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КОСМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

© А.Е.Шашеро
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

Современный учитель всегда думает, как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета космической географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками.

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: «Карта – язык географии, язык более экономный и доходчивый». Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты.

В учебном процессе карта служит средством формирования и конкретизации географических понятий, развивает у учащихся воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать выводы, формировать географическое мышление.

Карта и текст учебника дополняют друг друга, способствуя приобретению знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого интерес к картам, желание разобраться в их содержании и значительную часть запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.

Некоторые задания учебников не всегда понятны учащимся, что обязывает учителя продумать методические приемы ознакомления учащихся с новыми картами, овладеть картографической азбукой.

На основе анализа школьной программы предлагаю три основные группы картографических знаний картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки.

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

Ознакомление с новой картой – это целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой.

Составление описаний географических объектов и явлений способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Предлагаю ученикам выяснить какую информацию они должны извлечь из содержания карты.

Необходимо использовать учащимися прием сравнения на уроках космической географии. Для выполнения задания предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт.

Прием наложения карт заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания. При этом особую значимость приобретает умение использовать приемы сравнения и сопоставления различных тематических карт. Например, для того чтобы установить зависимость между формами рельефа и районами распространения полезных ископаемых, важно иметь в наличии физическую и карту месторождений полезных ископаемых.

Вывод: карта раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические, и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии» - такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг.

Литература

1. Буланов, С. В. Проблемы совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии [Текст]: дисс. к. пед. Н. / С.В Буланов.- М., 2003. - 151 с.

2. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе [Текст] / Д.Лященко // География и основы экономики в школе. -2002.- № 3. -С. 11-17.

3. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» [Текст] / П. Скавронский// География и основы экономики в школе. -2009. -№ 6. -С. 32-37.

4. Скуратович, Я. Работа с картографическими материалами на уроках географии в общеобразовательных учебных учреждениях [Текст::методические рекомендации / Я. Скуратович.- К.: НПП «Картография», 2000. - 16 с.