ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МКА ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МКА ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ

© А.Н.Зайцев, В.В.Мединский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2018 г.

Троицкий Центр космической связи http://www.rk3b.ru создан на базе школьной коллективной радиостанции RK3B. Техническое оборудование центра состоит из УКВ-трансивера, направленных антенн и компьютеров для приема и передачи информации. Основное назначение центра – обучение и просвещение молодёжи в области космической физики, космической связи и информатики. Практическая работа строится на базе использования радиолюбительских спутников формата КубСат. Оборудование центра позволяет вести прием и передачу управляющих команд на спутники в режиме автоматизированного ЦУПа.

Начиная с 2007 года, была начата работа по освоению техники МКА на примере разработки наноспутников формата КубСат. Был организован прием телеметрии ряда зарубежных спутников, а также была организована школьная программа КанСат, по которой были изготовлены и испытаны модели спутников проекта «СanSat в России». В течение 2017-2018 учебного года команда школьников прошла подготовку к участию в высшей лиге чемпионата космического образовательного проекта «CanSat в России» (http://roscansat.com), организатором которого является Научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ. Базовой площадкой проекта является Троицкий центр космической связи (www.rk3b.ru).

За прошедшие годы накоплен значительный опыт занятий со школьниками, который показал возможность подготовки будущих исследователей и инженеров в области космической физики. Организация центров по типу www.rk3b.ru позволяет ввести космические технологии в программы дополнительного образования в школах.

Космические агентства оказывают поддержку подобных проектов вплоть до создания наземной системы приема и передачи данных МКА по сети Интернет. Центр в Троицке может служить опорной точкой такой сети. Приведенный список публикаций может быть использован для расширенного обоснования научно-образовательных проектов для учебных заведений.