ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ АМЕРИКАНСКИХ САМОЛЕТОВ U-2 НАД ТЕРРИТОРИЕЙ СССР И СОВЕТСКИЕ КОНТРМЕРЫ: САМОЛЕТЫ-ПЕРЕХВАТЧИКИ МИГ-19, СУ-9 И ЗРК С-75. ИНЦИДЕНТ 1 МАЯ 1960 ГОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. ПРОЕКТЫ СОВЕТСКИХ ВЫСОТНЫХ САМОЛЕТОВ: С-13, М-17, М-55

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ АМЕРИКАНСКИХ САМОЛЕТОВ U-2 НАД ТЕРРИТОРИЕЙ СССР И СОВЕТСКИЕ КОНТРМЕРЫ: САМОЛЕТЫ-ПЕРЕХВАТЧИКИ МИГ-19, СУ-9 И ЗРК С-75. ИНЦИДЕНТ 1 МАЯ 1960 ГОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. ПРОЕКТЫ СОВЕТСКИХ ВЫСОТНЫХ САМОЛЕТОВ: С-13, М-17, М-55

© А.В.Бессонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2018 г.

В 1955 году, на переговорах в Женеве, Президент США Дуа́йт Эйзенхауэр предложил руководству СССР проведение взаимных наблюдательных полетов над территориями обеих стран. Целью этого американского предложения было исключить возможность внезапной вооруженной атаки на США со стороны СССР. Руководством СССР это предложение было отклонено. В ответ на это, американской компанией Lockheed, был создан дальний высотный самолет разведчик U-2. С использованием фотокамер высокого разрешения, установленных на этом самолете, стала проводиться воздушная разведка. Всего над территорией СССР с 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полёта самолётов U-2, в ходе которых удалось сфотографировать большое количество военных и промышленных объектов. Советской стороне было известно об этих полетах, однако перехватить самолет U-2 из-за большой высоты его полета не удавалось.

Поэтому, в СССР, принимались активные меры по защите воздушного пространства страны от разведывательных полетов. Соединения ПВО, с 1956 года, вооружались самолетами-перехватчиками МиГ-19, а к концу 50-х годов, более высотными и скоростными самолетами Су-9. С 1953 года, в КБ-1 (ныне ПАО «НПО «Алмаз») велась разработка зенитно-ракетного комплекса и в 1957 году, этот комплекс под названием С-75 «Двина» поступил на вооружение войск противовоздушной обороны нашей страны.

1 мая 1960 года, в ходе операции по перехвату очередного разведывательного полета, самолет U-2 был сбит. Части самолета упали в окрестностях г. Свердловска. Американский пилот Гэри Пауэрс остался жив, был пленен и в тот же день доставлен в Москву. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже и в августе 1960 года, он предстал перед советским судом. Наказание в виде 10-ти лет лишения свободы Г. Пауэрс отбывал в тюрьме г. Владимира. 10 февраля 1962 года, в Берлине, Г. Пауэрс был обменен на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель), который был осужден американским судом за шпионаж в пользу СССР.

В ходе операции по перехвату U-2, под огонь ЗРК С-75 попали и два самолета сил ПВО МиГ-19, которые также участвовали в этой операции. В результате, один из самолетов, пилотируемый летчиком С.И. Сафроновым был сбит, пилот, получив смертельные ранения, погиб. В память об этом, в г. Дегтярске, Свердловской области, установлены два памятника и там ежегодно, 1 мая, проводятся памятные мероприятия.

Получив в качестве трофея упавшие на землю части, а, главное, двигатель американского самолёта U-2, в СССР была предпринята попытка сделать его копию. Проектированием машины, получившей обозначение С-13, занималось ОКБ Г.М. Бериева, однако, дальше первого макетного образца дело не пошло, и в мае 1962 года правительственным решением работы над С-13 были прекращены. При этом некоторые наработки по этому самолету были использованы в последующих конструкциях самолетов.

Параллельно с воздушной разведкой с помощью высотных самолетов-разведчиков, с февраля 1956 года, ЦРУ США проводило операцию «Genetri» – масштабный запуск стратосферных разведывательных зондов, оснащенных фотоаппаратурой и другими специальными приборами для ведения разведки территории СССР. В качестве одной из мер противодействия этому, в ОКБ В.М. Мясищева, в 1982 году, был создан высотный самолет М-17, а в 1988 году, его улучшенная модификация – самолет М-55 « Геофизика».