К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КОСМОНАВТОВ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К КОСМИЧЕСКОМУ ПОЛЁТУ

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КОСМОНАВТОВ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К КОСМИЧЕСКОМУ ПОЛЁТУ

© Н.А.Дворядкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2018 г.

Активное международное сотрудничество России с партнерами из разных стран в области создания и реализации совместного проекта Международной космической станции (МКС) обусловило необходимость овладеть иностранным языком для большинства специалистов ракетно-космической отрасли. Работа космонавтов госкорпорации «Роскосмос» в тесном взаимодействии с зарубежными астронавтами актуализирует проблему их подготовки к общению на иностранном языке.

Готовность космонавтов к осуществлению четкой, своевременной и эффективной коммуникации в экипаже гарантирует безопасность полета и успешность решения множества совместных профессиональных задач.

В то же время несовершенство лингводидактического обеспечения процесса обучения английскому языку космонавтов, соответствующего направлению их профессиональной деятельности, а также необходимость модернизации содержания обучения в соответствии с современными тенденциями развития космической отрасли определили проблему исследования.

Профессионально ориентированная подготовка космонавтов по английскому языку имеет ярко выраженную специфику и требует разработки оптимальной модели, реализованной посредством использования взаимосвязанного комплекса учебных средств, аутентичных ресурсов, современных методов обучения и новейших компьютерных технологий.

Целью языковой подготовки космонавтов является формирование способности и готовности осуществлять англоязычное общение с членами международных экипажей и зарубежными специалистами при решении общих профессиональных задач в процессе подготовки и выполнения космического полета на борту МКС.

Адекватному структурированию интерактивно-коммуникативной организации процесса обучения космонавтов английскому языку способствует внедрение метода проектов, суть которого – стимулировать потребности в использовании английского языка через моделирование реальных ситуаций профессионального общения космонавтов и событий, в которых принимают участие обучающиеся.

Процесс экспериментального обучения в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) был организован таким образом, что все учебные задания, выполняемые поэтапно в ходе урока, были логически связаны с выполняемым проектом, ориентированным на значимый результат, применимый в реальной деятельности.

Совместная работа космонавтов при выполнении проектных заданий предполагает организацию коллективного творчества и диалогового общения, в результате которого обучающимся необходимо достичь взаимопонимания и прийти к единому общему мнению.

В целях оптимальной организации и управления процессом языковой подготовки космонавтов в условиях их профессиональной деятельности был разработан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) на базе электронной информационно-образовательной среды Moodle (Modular Object Oriented Developmental Learning Environment).

Методические разработки проходили апробацию во время педагогической деятельности в 2015-2017 годах на практических занятиях по английскому языку в ЦПК с обучающимися по программе профессиональной подготовки к выполнению космического полета.

Полученные по итогам экспериментального обучения данные свидетельствуют о том, что применение предложенной модели обучения, реализованной путем использования электронного учебно-методического комплекса и набора проектных заданий обеспечивает более высокие показатели по оцениваемым параметрам. Наибольший прирост был обнаружен по показателям частотности применения в речи адекватной профилю подготовки терминологической лексики и способности выстраивать партнерские, диалогические отношения при решении коммуникативных задач.

Литература

1. Меморандум о взаимопонимании между Российским космическим агентством и Национальным управлением Соединенных Штатов Америки по аэронавтике и исследованию космического пространства относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения. / [Электронный ресурс] www.docs.cntd.ru/document/902275754

2. Рыманова И.Е. Использование среды Moodle для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза. Издательство «Грамота» / [Электронный ресурс]. www.gramota.net/materials/2/2013/11-2/44.html

3. Дворядкина Н.А. Опыт решения задач профессионально ориентированного обучения космонавтов иностранному (английскому) языку с применением электронного учебно-методического комплекса // Пилотируемые полеты в космос. 2015. № 4 (17). С. 112–122.