К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА XX ВЕКА

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА XX ВЕКА

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

Доминантами научно-фантастической литературы XX в. являются, как правило, сюжеты, связанные с: путешествиями во времени; описанием будущего, в котором воплощены положительные общественные идеалы (утопии); описанием будущего, в котором усилены отрицательные стороны социума (антиутопии); встречами человечества с внеземным разумом, в том числе негуманоидного типа («Солярис» С. Лема; «Лес» братьев Стругацких); автоэволюцией неживого разума и т.п.

К.Э. Циолковский тоже предпринял попытки описания развития человека и общества, которые можно сегодня трактовать как прогностические, научно-фантастические, воплощающие пожелания людей. Идеи будущей жизни на Земле и в космосе стала предметом нашего сравнения по работам К.Э. Циолковского, С. Лема и Р. Брэдбери.

Низкий уровень развития общества. К.Э. Циолковский не однажды сетовал на условия жизни современного ему общества, объясняя это молодостью земной цивилизации. Осуществленный им критический анализ касается практически всех значимых сторон жизни [3].

В «Звездных дневниках Ийона Тихого» С. Лема (Путешествие восьмое) главный герой представляет Землю в Организации Объединенных Планет, чтобы она тоже стала ее членом. В ходе диалога выясняется, что в ООП многого не понимают, например, что такое армия и атомная бомба. Один из участников дебатов ставит следующий диагноз земной цивилизации: «Земляне завершают период эмбрионального социального прозябания. Одинокие, затерянные на галактической периферии, выросли самостоятельно. В нашем высоком собрании имеют право на представительство даже отклонения от нормы». Слушателям постепенно становится до такой степени плохо от фактов человеческой жизни, что санитарам ООП приходится оказывать им медицинскую помощь [2, С.34–41].

Гипотетическая эволюция растений. Размышляя о возможном пути эволюции растений, Циолковский писал: «Но если бы животные и человек стали регрессировать и исчезли, то растениям был бы предоставлен простор совершенствоваться. Они могли бы дойти до приобретения более совершенных чувств, разума и движений. Может быть, они бы постепенно оставили свою привязанность к земле и застранствовали по ней, как странствуют их семена и споры» [4, С.159]. Мыслящие и сильные стали бы поглощать неразумных и отставших в развитии.

Лем в «Звездных дневниках Ийона Тихого» (Путешествие двадцать пятое) описывает ситуацию эволюции картофеля, близкую мысли Циолковского. Картофель через пробоину в грузовом отсеке просыпался на поверхность безжизненной планеты Таирии. Ее природные условия были суровее земных. «В конце концов, уцелели только самые проворные особи, умевшие половчее устроиться… Через много поколений, наскучив оседлым образом жизни, картофель сам выкопался и перешел к кочевому быту… Когда на планете ему стало тесно,.. молодое поколение картофеля, снедаемое жаждой подвигов, стремилось содеять что-либо необычайное, совершенно новое для растений… Картофель научился сначала летать, трепыхая листьями, затем вылетел за пределы атмосферы Таирии... Он мог подолгу оставаться в безвоздушном пространстве, обходясь без кислорода и черпая жизненную энергию из солнечных лучей» [2, С.255-256].

Эволюция человека. Трансформация человека земного в человека космического. Одной из наиболее оригинальных философских идей К.Э. Циолковского стала биолого-физиологическая трансформация человеческого организма, целью которой должно быть пресечение современного типа питания и замена его непосредственной автотрофной выработкой органического белка. Ученый многократно высказывал эту идею и посвятил ей специальную статья «Животное космоса» [4, С.202–304]. Человек будущего, защищенный индивидуальной оболочкой, не имеющий внешних источников питания, свободно может существовать в вакууме космического пространства.

В «Звездных дневниках Ийона Тихого» С. Лема (Путешествие восемнадцатое) герой, прописывая эволюцию Вселенной, ставит перед собой задачу заложить совокупность новых этических, физических, биологических параметров для создания совершенного человека. «Чтобы улучшить человечество, я изменил основополагающий принцип естественной эволюции (дарвинизм – прим. автора). Как известно, эволюция – это либо массовая обжираловка,.. то есть зооцид; либо сговор слабейших,.. то есть паразитизм. В нравственном отношении безупречны лишь зеленые растения: они живут на собственный счет, заведенный в солнечном банке. А потому я замыслил хлорофилизацию всего живого и, в частности, набросал проект Человека Лиственного… Я установил… правило приличного поведения каждого организма по отношению ко всем остальным. Кроме того, я разработал гораздо более эстетичное тело, более деликатную половую жизнь и много иных усовершенствований…» [2, С.131-132].

Наконец, обратимся к рассказу Рэя Брэдбери «Превращение». Один из его героев превращается в мумию. Его тело покрывается герметичной кожей. Он телепатически общается с окружающими. «Что такое сейчас Смит? Замкнутая кровеносная система, которая сама собой очищается, месяцами не требует питания извне, почти не знает перебоев и совсем ничего не теряет, ибо с пользой усваивает каждую молекулу; система саморазвивающаяся и прочно защищенная, убийственная для любых микробов» [1, С.443]. «Смит – это ответ на извечный вопрос: что будет дальше с людьми, к чему мы идем? Перед нами неодолимой стеной встает Вселенная, в этой Вселенной мы обречены существовать, и человек, такой, каков он сейчас, не готов вступить в эту Вселенную... Но измените человека! Сделайте его совершенным. Сделайте… сверхчеловека… Освободите человека от оков плоти, от бедствий плоти… Заново рожденный человек готов противостоять всей Вселенной!» [1, С.446].

Велика разница в стилистике изложения одних и тех же мыслей. Увлекательны идеи К.Э. Циолковского, неповторим строй мысли Р. Бредбери; неповторимы самоирония и социальная сатира С. Лема. Однако идентичность мысли налицо.

Литература

1. Брэдбери Р. О скитаниях вечных и о Земле. М.: Правда, 1987. 656 с.

2. Лем С. Собрание сочинений в десяти томах. Т.7. М.: Текст, 1994. 429 с.

3. Циолковский К.Э. Горе и гений // Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001. С. 15–22.

4. Циолковский К.Э. Собрание сочинений. Т.4. Естествознание и техника. М.: Наука, 1964. 460 с.