К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЯЗЫКЕ, КАК СРЕДСТВЕ СБЛИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЯЗЫКЕ, КАК СРЕДСТВЕ СБЛИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

© К.И.Ширинова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

Мыслителей, которые рассуждают о вселенской, космической сути бытия человека обычно называют космистами. Одним из первых космистов был Платон, космистами были Н. Кузанский, Дж. Бруно, И. Ньютон и многие другие. Среди них были ученые, философы, инженеры, писатели, художники. Во второй половине XIX, начале XX века это направление научно-философской мысли с особой полнотой и силой проявилось в России. Среди русских космистов были выдающиеся люди разных философских взглядов и мировоззрений такие, как: Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров, П.А. Кропоткин, Е.П. Блаватская, В.С. Соловьев, Н.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский.

Научно-философские взгляды К.Э. Циолковского как космиста, исследователя-гуманиста, ученого, изобретателя в области реактивного движения известны не только у нас в стране, но и за рубежом. Выдержка из энциклопедического словаря: «российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля…Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.»

К.Э. Циолковский был многогранным человеком. Страсть познать небо и космос побудила Константина Эдуардовича написать более четырех сотен работ, где автор изложил проблемы различных научных направлений. Среди его работ можно выделить: «Свободное пространство (систематическое изложение научных идей)» (1883г.), «Этика или естественные основы нравственности» (1902-1904гг.), «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903г.), «Космический корабль» (1924г.) и др.

Его ум занимали мысли не только о космосе, но и мысли о языкознании. Обсуждая вопросы языкознания и различные грамматические явления на уроках по иностранному языку, нельзя не упомянуть одну из его работ под названием «Общечеловеческая азбука, правописание и язык», вышедшая в издание в 1927 году в Калуге, где автор попытался придумать эффективный способ обучения иностранным языкам , выдвигая мысль о создании единой для всех народов звукобуквенной знаковой системы. Можно сказать, что проблема создания единого языка много лет занимала ум К.Э. Циолковского. Еще в 1915 году в брошюре «Образование земли и солнечных систем.» он пишет: «Как важно людям понимать друг друга! По преданию, вначале люди имели один язык, но в наказание потеряли общий язык и заговорили на разных. Прекратились общее согласие и деятельность, направленная к одной цели…»

Поскольку сам К.Э. Циолковский языкам обучался мало, его суждения о способах овладения ими были теоретическими, но при этом оставались гуманными. Гуманная мысль о сближении человечества, о ликвидации языковой розни и языкового барьера не оставляла его много лет. Наиболее серьезной и глубокой из попыток создания искусственной общепонятной речи был язык эсперанто. Среди его приверженцев оказался и Циолковский. В своем письме к М.И. Попову Циолковский писал: «Разумеется, эсперанто самый лучший из всех искусственных языков. Несомненная простота алфавита, изумительная легкость грамматики, распространенность словаря делают его изобретателя бессмертным.» Идеи К.Э. Циолковского о создании единого языка для всего человечества остаются актуальными и в наше время. Примером может послужить язык, на котором общаются космонавты МКС.

В настоящее время целью и задачей педагога дополнительного образования по иностранному языку является – создание теплой и уютной атмосферы на уроках, используя современные педагогические методы и формы работы, направленные на формирование и воспитание таких нравственных качеств человека, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, стремление к самосовершенствованию, к учению и познанию окружающего мира. Но можно ли достичь этой цели, не изучив многолетний и бесценный опыт наших предков? Вклад К.Э. Циолковского в воспитание будущего поколения как педагога, является одним из ярких примеров нашего времени. Будучи талантливым педагогом, преподавая арифметику, геометрию, физику, астрономию, он стремился объяснение урока сделать доступным и понятным для каждого ученика, подготовить уроки интересными, иногда применял на уроках игровые приемы, наделяя себя и учеников ролями.

Знакомя своих подопечных с трудами К.Э. Циолковского, мы приходим к выводу о том, что мечтать и ставить перед собой великие цели можно и нужно в любых жизненных обстоятельствах, поскольку умение мечтать, ставить перед собой недостижимые на первый взгляд цели и формирует из обычного среднестатистического человека личность ученого-открывателя. Мы должны гордиться великими земляками и уметь прививать чувство гордости к своим ученикам!

Литература

1. Впереди своего века [Текст]: Труды К.Э. Циолковского. М., 1970.

2. К.Э. Циолковский. Путь к звездам [Текст]. учебное пособие / К.Э. Циолковский – народный учитель. КПО «Полиграфист»,1975.

3. Андросова, В.Г. Сборник научно-фантастических произведений [Текст] / В.Г. Андросова, Д.М. Гришин, П.И. Леонтьев. - М., 1961.

4. Уманский, С.П. Космическая одиссея [Текст] / С.П. Уманский.- М., 1988

5. Баландин Р. Разум Вселенной [Текст] / Р. Баландин //Техника молодежи. - 1992. - N01-2

6. К.Э. Циолковский. Проблемы и будущее российской науки и техники [Текст] // Материалы 52-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского.- Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017-516с.