КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА
© М.В.Жульков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.
Как известно, настоящее время – период больших перемен, происходящих во всех сферах жизни: в экономике, политике, культуре, науке и технике, финансовой сфере, социальной организации. Происходит формирование информационного, постиндустриального общества. Эти изменения имеют еще одно, чрезвычайно важное, на наш взгляд, измерение: осуществляется переход человечества от простой суммы индивидуальных разумов к глобальному коллективному разуму. Данные процессы требуют своего философского анализа и исследования. Один из опорных столбов такого анализа – космическая философия К.Э. Циолковского.
Русские космисты – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, С.А. Подолинский, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский, Н.А. Умов – рассматривали эволюцию человечества в тесной связи с космическими процессами, воплощая идею превращения человеческой цивилизации в космическую. К.Э. Циолковский предвидел космическую стадию эволюции, в рамках которой объединенное человечество выйдет в космос и присоединится к братству коллективного космического разума [5, С.128–152].
Космос видится ему будущим домом человечества. К.Э. Циолковский разрабатывал концепцию эволюции человека в космосе [5, С.95–98], тесной взаимосвязи между ними, изменения физической природы человека – создания лучистого человечества [6, С.155–168]. Согласно представлениям В.П. Казначеева, полевая форма жизни может существовать и в Космосе. Для земной жизни это будет возвращением живого вещества в исходную среду [2, С.284]. Человек уже начал исследовать и осваивать ближний Космос. Идея же изменения его природы, кажущаяся на первый взгляд фантастичной, хорошо коррелирует с концепцией автотрофности человечества В.И. Вернадского [1]. Согласно разработкам П. Тейяра де Шардена, в результате периодов планетарной эволюции произойдет единение человечества в точке Омега, имеющей сверхорганический характер [4, С.186, 193].
Космизация жизни человечества имеет не только технико-экономическую сторону, но и социально-субъективную, связанную с формированием коллективного разума. Синергетика выделяет две основных бифуркации на планете: появление жизни и разума. Как считал Н.Н. Моисеев, человечество в XXI веке подойдет к третьей главной бифуркации, содержанием которой будет формирование коллективного разума человечества [3, С.116]. На этой стадии индивидуальное сознание приобретет планетарный масштаб, охватывая все человечество. Одновременно индивидуальное сознание станет сверхличным, возвращая свою полноту (единение самосознания и сверхсознания). Че¬ловек с целостным сознанием начнет планетарно-космический этап своей эволюции. Эта стадия ждет не только отдельного человека, но и все человечество, так считали К.Э. Циолковский [5, С.281] и П. Тейяр де Шарден [4, С.225–362]. По сути дела, третья бифуркация должна интегрировать две формы сознания: коллективную и индивидуальную.
Начавшаяся глобальная революция – формирование глобального сознания и соответствующей ему социальной организации – затронет все аспекты жизни человечества, как субъективную сферу сознания, так и внешние, социальные стороны жизни. Прежде чем человечество станет «лучистым», наша планета должна стать излучающей свет разума планетой-звездой. Формирование глобального коллективного разума – первый шаг на этом пути.
Литература
1. Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Владимир Вернадский: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Cост. Г.П. Аксенов. М.: Современник, 1993. С.462520.
2. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1991. 304 с.
3. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
5. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Циолковский К.Э. Философия космической эпохи. М.: Трикста, 2013. C. 75–152.
6. Циолковский К.Э. Философия космической эпохи. М.: Трикста, 2013. 239 с.