КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ

© А.И.Дронов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

Терминологический аспект. Согласно общепринятому определению космический туризм – это оплачивающиеся из частных средств полеты в космос и на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях [3]. В приведенной формулировке пребывание туриста в пространстве космоса является определяющим признаком космического туризма. Однако в практике разработки и реализации туристского продукта (туров, экскурсий) обозначилась тенденция расширительной трактовки космического туризма, включающего посещение туристами объектов, имеющих отношение к космонавтике. Вполне обоснованно можно говорить о перспективности туристского бизнеса, связанного с посещением «космических» объектов на Земле [5].

С учетом сказанного можно дать расширенное определение: космический туризм представляет собой оплачивающиеся из частных средств полёты в космос (на орбитальные системы, Луну, Марс и другие внеземные объекты) в экстремально-приключенческих, познавательных или научно-исследовательских целях, а также – как его земное приложение – посещение музеев, космодромов, исторических мест, имеющих отношение к космонавтике.

Требует смыслового уточнения и терминология, представленная рядом соотнесенных понятий – коммерческий космонавт, космический турист, космический путешественник. В 1990-91 гг. в рамках проектов, профинансированных компаниями TBS и «Джуно», орбитальную станцию «Мир» посетили «непрофессиональные» космонавты: журналист Тоёхиро Акияма (Япония) и химик-технолог Хелен Шармен (Великобритания). В силу коммерческой составляющей проектов их впоследствии окрестили «коммерческими космонавтами». По источникам финансирования и характеру организации эти полеты мало чем отличались от тех, что были осуществлены позже на МКС в формате космического туризма (в период 2001-2009 гг.). Более того, поскольку полет японского журналиста был профинансирован его работодателем (компанией TBS), Т. Акияму резонно считать космическим путешественником по программе делового туризма.

Уточнение дефиниций этих понятий требует также законотворческая и правоприменительная практика в перспективе развития космического туризма. Несмотря на то, что этот вид туризма уже имеет свою историю [1], регулирующая его нормативно-правовая база ни на уровне международного права, ни на уровне национальных законодательств не получила пока должного развития (подробнее см.: [4]).

Космический туризм как направление развития космонавтики. В структуре основных стратегий освоения космоса космический туризм занимает особую позицию. Инженерно-техническое обустройство геолунного пространства, развертывание экзоиндустрии, добыча внеземных ресурсов, расселение людей на внеземных «территориях», создание системы «геокосмической» безопасности (для защиты социобиосферы от угроз из космоса) – все эти стратегии направлены на потребности экономики, науки, культуры отдельных стран и цивилизации в целом [2]. Космический туризм не опосредованно, а изначально ориентирован на удовлетворение потребностей отдельно взятого человека – с учетом его личностных интересов и запросов. При этом индустрия космического туризма, имея сложную инфраструктуру, вынуждена опираться на результаты деятельности, достигнутые в рамках «первичных» стратегий: чем масштабнее развернется освоение и обживание космоса, тем больше возможностей откроется для бизнеса в сфере космического туризма.

К перспективным проектам на ближайшие десятилетия следует отнести: суборбитальные и аэрокосмические полеты, посещение космических станций, размещение «орбитальных гостиниц» для пребывания туристов в космосе, «виртуальный» космический туризм (с использованием орбитальных камер и шлемов виртуальной реальности), «лунные» туры, сопровождающиеся облётом Луны и экскурсией на ее поверхность. Главное препятствие на пути реализации проектов лунного туризма общеизвестно – проблема безопасности геолунных перелетов. Возможность путешествий на Марс откроется лишь на фазе полномасштабного освоения красной планеты, и в отдаленной перспективе допускается активизация марсианского туризма после терраформирования планеты.

Находясь в прямой зависимости от средств космонавтики, космический туризм сам способен оказывать позитивное влияние на ее развитие. Во-первых, космонавтика может получить дополнительный источник финансирования (при соответствующей организации и правовом регулировании инфраструктуры космического туризма). Во-вторых, космический туризм подогревает интерес к освоению космоса (через обсуждение в СМИ, научные конференции, публикации и другие информационные ресурсы), тем самым способствуя развитию космонавтики в целом.

Земное приложение космического туризма. По мнению специалистов, космический туризм становится все более популярным не только за счет интереса к путешествиям в пространства космоса, но и за счет организации туров и экскурсий в формате посещения на Земле объектов и исторических мест, имеющих отношение к космонавтике. Пока «внеземной» космический туризм только набирает силу, именно «земное» его направление имеет принципиальное значение для развития отечественного въездного туризма, поскольку наша страна, начиная с космической эры, выступала на международной арене в роли «космической державы», что дало ей возможность накопить богатое культурно-историческое наследие, связанное с темой освоения космоса.

Калужский регион в проекции на космический туризм. В декабре 2017 года на базе ГМИК им. К.Э Циолковского прошла Межрегиональная конференция «Космос как культурный код региона». Позиционирование региона в роли дестинации с богатой космической традицией находит отражение в его символике, в существовании музеев, исторических мест, связанных с космонавтикой, с творчеством К.Э. Циолковского, что в совокупности дает высокий аттрактивный показатель для въездного туризма. Учитывая особый статус Калуги как колыбели космонавтики, есть предложение разработать и реализовать органичный для туриндустрии города проект по созданию тематического культурно-развлекательного парка «Калуга – Марс», в комплекс которого войдут «космические» аттракционы, залы, тренажеры, стенды с интерактивными технологиями, площадки для соревнований на «марсоходах» и другие зоны для активного отдыха туристов.

Литература

1. Базалук О.А. Хронология развития космического туризма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bazaluk.com/conference/268/comments (дата обращения – 6 июля 2018).

2. Дронов А.И. Концептуальные основания разработки стратегии освоения космоса // У истоков российской государственности. Исследования, материалы. Калуга: КГУ, 2018. С. 46-55.

3. Космический туризм // РИА Новости. 28.04.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20160428/1420595878.html (дата обращения – 6 июля 2018).

4. Малышева Н.Р. Космический туризм – «Игра без правил» // Космические путешествия: наука, образование, практика. Материалы Международной научно-практической конференции, 2 декабря 2010 года. Киев: КУТЭП, 2010. С. 61-72.

5. Никитинский Е.С. Перспективы развития космического туризма // Мир путешествий. 04.08.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://mirp.kz/rus/articles/8/172 (дата обращения – 6 июля 2018).