КОСМОНАВТИКА И ОБЩЕСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА П.Э. БЕНДЕЛЯ

КОСМОНАВТИКА И ОБЩЕСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА П.Э. БЕНДЕЛЯ

© Б.Н.Кантемиров, Ж.К.Баздырева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

Петр Эмильевич Бендель родился в 1905 г. в Москве в семье художника, имевшего свою фотостудию на Кузнецком мосту. Учился он во Франции и Швейцарии, профессиональное образование получил в России у Ф.И. Рерберга. Великую отечественную войну Бендель встретил уже взрослым человеком. Сразу же после мобилизации он оказался на фронте, получил боевое крещение, но вскоре попал в плен. После освобождения был сослан на 10 лет в Воркуту, где в местном городском театре как художник принимал участие в постановке пьес. После отбытия срока Бендель вернулся в Москву, вскоре устроился на работу, получил жилье, где и поселился с семьей. По инициативе Петра Эмильевича при домоуправлении была создана изостудия для детей и выделена небольшая комната для мастерской художника. Для детей, посещавших изостудию, приглашались лекторы, в том числе и по вопросам космоса и космонавтики.

Имя П.Э. Бенделя стало известно в среде художников. Он был принят в Союз графиков Москвы, принимал участие в оформлении сцен Большого театра и Дворца Съездов к юбилеям датам. С 1960 х годов стал сотрудничать с Издательско-торговым Центром «Марка», где много и плодотворно работал без малого четверть века. Работая в жанре филателии, Бендель для почтовых марок и художественных маркированных конвертов создал большую галерею портретов выдающихся творцов отечественной и мировой культуры, науки, государственных деятелей, полководцев, участников войны. Он работал не только в жанре портрета. В частности, им созданы марки и оформлены конверты с изображением спортивных сюжетов к Московской олимпиаде 1980 года.

По космической тематике художник работал не очень много. В 1964 году им были созданы 3 почтовых марки с портретами основоположников ракетной теории и техники: Н.И. Кибальчича, К.Э. Циолковского и Ф.А. Цандера [1, С.444-445]. Рисунок с портретом Ф.А. Цандера был повторен на конверте в 1967 году [6, С.400]. В 1975 г. был выпущен художественный конверт с портретом летчика-космонавта П.Н. Беляева, а в 1977 г.  конверты с великолепными портретами К.Э. Циолковского и Ф.А. Цандера, а также с портретом академика В.В. Парина [6, С.55-56]. В 1982 г. вышел в свет художественный конверт с портретом академика Б.Н. Петрова [6, С.67]; в 1994 г.  с портретом С.П. Королева [6, С.99]. И, наконец, в 2002 г. выпущен вновь конверт с портретом В.В. Парина [6, С.105].

Эти работы П.Э. Бенделя  портреты людей, непосредственно связанных с космонавтикой. Но если добавить к ним изображения государственных деятелей, управлявших ракетно-космической отраслью, художников, авторов научно-фантастических романов, деятелей кино и т.п., то область творчества П.Э. Бенделя существенно расширится.

В ходе знакомства с творчеством художника, эскизами его работ, родилась идея заказать П.Э. Бенделю портреты выдающихся деятелей космонавтики для Мемориального музея космонавтики (г. Москва). В результате появилась прекрасная серия портретов К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Ю.В. Кондратюка, С.П. Королева, М.К. Тихонравова, Б.Н. Петрова, М.К. Янгеля, В.В. Парина. В связи с болезнью художника, не позволившей продолжить работу, завершить ее не удалось. Особо удачным получился портрет С.П. Королева. Об этих работах художника опубликован ряд статей [2-5].

Литература

1. Каталог почтовых марок СССР. 1918-1974. М.: Союзпечать, 1976. 839 с.

2. Кантемиров Б.Н. Возвращение мастера // Филателия. 1997. №1. 1997. С.62-63.

3. Кантемиров Б.Н. В лаборатории мастера // Калининградская правда. 3 октября 2000 г.

4. Кантемиров Б.Н. Портрет на конверте // Российский космос. 2006. №2. С.94-95.

5. Кантемиров Б.Н. Учитель и ученик: разные судьбы // Российский космос. 2006. №11. С.56-58.

6. Космонавтика на художественных маркированных конвертах СССР и России. Каталог-справочник. / Автор-сост. О.Ю. Забурдаев. М.: Синергия, 2005. С.114.