МАШИНОВООРУЖЁННОСТЬ ЛУННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
© О.С.Цыганков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2018 г.
В исторической перспективе Луна вновь может стать ареной космической гонки и соперничества для государств, располагающих научно-техническим и экономическим потенциалом для регулярных полётов на спутник Земли. Проект «Договора о Луне», подготовленный ООН в 1979., в котором была сделана попытка запретить коммерческое использование небесных тел, включая Луну, так и остался проектом. США, Россия, Китай, Индия и Япония его не подписали, что свидетельствует о намерениях этих государств сохранить за собой право использования природных ресурсов инопланетных тел, в том числе Луны.
В глобальном масштабе поверхность Луны – это «материки» и «моря», талассоиды и горные хребты. Региональными рельефообразующими объектами являются кратеры, кратерные цепочки, светлые лучи, извилистые борозды. Из предметного рассмотрения кратерной формации следует, что межкратерное пространство, т.е. поверхность между кратерами диаметром от 2 м до 300 км, является понятием условным, поскольку представляет собой результат наложения множества более мелких кратеров. При известной густоте кратерной сети использование в первозданном виде такой поверхности для промышленных площадок и прокладки дорог вряд ли возможно. В этой ситуации потребуется предстроительная очистка и подготовка площадей.
Если реально будет развёрнута индустриализация Луны, то существующая на Луне горнотехническая обстановка обусловит необходимость наличия парка землеройно-транспортных и дорожно-строительных машин, т.е. создания многофункциональной инженерной машины. Целесообразно использовать принцип базовой инженерной машины с комплектом навесного или прицепного оборудования: отвала, рыхлителя, ковша, согласно которому рабочие агрегаты монтируются на шасси тягача. Колесное ходовое оборудование сегодня вытесняет гусеничные движители по ряду преимуществ: высокая скорость, маневренность, изностойкость, низкая металлоёмкость и др.
В докладе представлен облик и предварительный расчёт базовой дистанционно управляемой инженерной машины с высокой опорной проходимостью и маневренностью в конфигурации одноковшового погрузчика с комбинированной (фронтально-задней) разгрузкой ковша, возможностью навешивания бульдозерного отвала и виброрыхлителя с массой 3,3 т, доступной для доставки на Луну, и мощностью 33 кВт, достаточной для разработки лунных грунтов. Машина не содержит гермокабины, системы жизнеобеспечения и шлюзования, чем поддерживается высокая отказоустойчивость и безопасность для космонавта. В докладе приводятся обоснования принятых технических решений.