МОДЕЛИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА» В ЭРГОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ «ЛЁТЧИК-САМОЛЕТ»

МОДЕЛИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА» В ЭРГОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ «ЛЁТЧИК-САМОЛЕТ»

© М.Б.Меликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2018 г.

Эргономические факторы безопасности полетов (БП) связаны с проблемами определения предмета и способов адаптации техники к человеку:

1). Значимый аспект «человеческого фактора» (ЧФ) не исследован.

2). Теоретические модели ЧФ не доведены до проектировочного уровня (технических требований);

3). Не предложены эффективные способы обеспечения соответствия эргономическим требованиям.

Модели ЧФ должны методически обеспечивать учет ЧФ на стадиях разработок, испытания, освоения, эксплуатации ЛА, применительно к штатным, нештатным и нестандартным ситуациям, они будут различны для ЛА с традиционными, высокоавтоматизированными и перспективными кабинами. В описании ЧФ могут быть представлены следующие характеристики человека-оператора:

1. Количественные и качественные.

2. Базовые (врожденные) и производные (приобретенные)[1].

3. Относящиеся к физическому, физиологическому, психофизиологическому, психологическому, социокультурному уровням анализа[1].

4. Составляющие положительный или отрицательный аспект влияния на БП [3].

5. Общие, типологические, специфические.

6. Сильные и слабые стороны, относительно профессионально-важных качеств (ПВК), особенности.

7. Внутренние и эргономические факторы БП.

Проводя инженерно-психологический анализ оператора и объект управления в составе человеко-машинного взаимодействия, мы должны выделить структуру взаимодействия, определить предметную обусловленность рабочих действий оператора и предмет адаптации техники к человеку. «Функциональная матрица» летной деятельности – «функциональные детерминанты» полета, усваиваемые летчиком в виде навыков и умений выполнения задач, учет которых обеспечивает достижение цели рабочих действий (их точность, своевременность, координацию), а также адаптацию управления к перемене целей и условий деятельности и к проявлению неизвестных свойств объекта. «Эргономическая матрица» системы – «константы» и «переменные» состояния и деятельности оператора, которые наличествуют у профессионала, справляющегося с задачами, в виде простых ПВК (врожденных функций и процессов) и сложных ПВК (приобретенных качеств регуляции состояния и деятельности). Предложена «эргономическая формула взаимодействия» «летчик-самолет», позволившая решить следующие методологические задачи: отразить различие навыков и умений, содержание психологического регулятора управляющих действий, адаптивный объект управления, выявить факторы многообразия поведения ЛА и многообразия управляющих действий. В разработке данных инженерно-психологических моделей развивались понятия «психофизиологических констант» оператора, «внешних детерминант» деятельности, «зоны вариативности» деятельности [2].

Литература

1. Зараковский Г.М., Меденков А.А. Предметная область эргономики /Кн.: Разработка информационного обеспечения банка эргономических данных. - М.:ВНИИТЭ, 1988. С.7-16.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - К.:КГУ, 1969.

3. Меликова М.Б., Пронин Ю.А. Инженерно-психологический анализ теоретических моделей высокоавтоматизированных систем «летчик-самолет»//Тезисы 14-ой Международной конференции «Авиация и космонавтика – 2015», г. Москва, МАИ, 16-20 ноября 2015 г. – М.: Люксор, 2015. – С. 31.