МОТИВАЦИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И ЕГО ФИЛОСОФИИ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

МОТИВАЦИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И ЕГО ФИЛОСОФИИ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.П.Бровяков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

Известно, что пассажиры, обычно с интересом смотрят в окно, ведь они живут не в транспорте. Покидая его, они продолжают жить, изменив свое существование лишь на время. Так туристы могут переходить из одного автобуса в другой, передвигаясь в городе в соответствие со своими нуждами, впечатлениями и познанием. Вспомним идею К.Э. Циолковского о Земле как о «Животном космоса» [3], и предположим, что оно – это транспорт для человечества за пределами его планеты. В идее «Животного космоса» отразилось стремление людей, так или иначе оказавшихся на Земле (панспермия, самозарождение, креационизм) и ставших пассажирами животного космоса, жить в том мире «за окном», в космосе, где и реализуются их жизненно важные интересы.

Предположим, что настанет время, когда животное космоса «остановится», «двери откроются» и люди выйдут в космос, продолжая жизнь, не прерывавшуюся с их вхождением в «транспорт», просто на время видоизменявшуюся. «Животное космоса» не остановится буквально, и выходить придется на ходу, с помощью ракет или других технических устройств. Именно об этом рассуждал К.Э. Циолковский, отмечая, что «…очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогают человечеству расселиться по мировому пространству… Надо идти навстречу, космической философии!». Очевидно, он допускал путешествия и между «солнечными системами». Человечество может перемещаться благодаря космическому туризму из одного места Вселенной в другое, распространяясь в космосе для своих нужд, новых впечатлений и его изучения. Фактически К.Э. Циолковский стал предтечей космического туризма и его философской составляющей. Ранее автором был предложен категориальный аппарат для выражения философских аспектов космического туризма [2], основанный на материализме, а также на идеалистических понятиях для мифологического обеспечения космического туризма.

Мотивацией к космическому туризму является любопытство, инстинктивный интерес к космосу [1], ведь «в том мире за окном» реализуются жизненно важные запросы человечества. Люди изучают космос, в том числе, и посредством туризма. А так как космические процессы влияют на человечество и благотворно, и губительно, то изучать их надо не только из любопытства, но и из прагматичных соображений самосохранения.

Мотивация философии космического туризма определяется необходимостью осмысления явлений космоса в процессе космического туризма при сопоставлении научных данных с субъективными наблюдениями космических туристов, имеющих склонность к философствованию. Она реализуется с учетом этических и праксеологических аспектов этого особого вида туризма. Эмоции от космических впечатлений и бытовых забот путешествия содержат большую долю мифологии из-за измененного восприятия туриста космических условий, работы органов чувств, физических и социальных реакций, микроклимата в коллективе. У туристов меняется даже содержание интереса к окружающему миру, по другому проявляется познавательная активность. Его суждения могут совпадать с научными и помогать поиску истины, но могут и противоречить ей.

Для повышения мотивации по обоим направлениям важно не соотносить их с научными исследованиями, которые не связанны с космическим туризмом. Чрезвычайно важно соответствующее обеспечение: космические корабли, учитывающие специфику пассажира-туриста; туристические скафандры; «апартаменты» с земными условиями (космический турист – это, как правило, нетренированный человек); наземная инфраструктура, соответствующая культуре космического путешествия; дизайнерские решения, реализованные в технических конструкциях. Здесь дизайн следует понимать, как процесс согласования эстетических и функциональных потребностей человека с эстетическими и функциональными возможностями естества, реализуемого в предметной среде.

Литература

1. Бровяков В.П. Влияние гносеологических идей философии К.Э. Циолковского на развитие космического туризма // Материалы XLVIII научных чтений памяти К.Э. Циолковского «К.Э. Циолковский и инновационное развитие космонавтики». Калуга: Эйдос, 2013. С.187.

2. Бровяков В.П. К.Э. Циолковский: философия космического туризма // Материалы XLVII Чтений памяти К.Э. Циолковского «Идеи К.Э. Циолковского: прошлое, настоящее, будущее». Калуга: Эйдос, 2012. С.272.

3. Циолковский К.Э. Животное космоса // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. С.136-153.