Н.Ф. ФЕДОРОВ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ КАК ТЕОРЕТИКИ И ВОПЛОЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ИДЕАЛА СВОЕЙ ЭПОХИ

Н.Ф. ФЕДОРОВ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ КАК ТЕОРЕТИКИ И ВОПЛОЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ИДЕАЛА СВОЕЙ ЭПОХИ

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

Жизнь и творчество Николая Федоровича Федорова (1829-1903) и Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935) совпали с переломными моментами не только в отечественной, но и во всемирной истории. В такие периоды, как правило, происходит массовое кардинальное обновление всех сфер жизнедеятельности, сопровождаясь деформацией, разрушением и исчезновением предшествовавших социальных систем, господствовавших регулятивных принципов поведения и приоритетных ценностей. Их обновление не может произойти в одночасье, так как подобные процессы не завершаются с появлением новых ориентиров, а связаны с их закреплением в общественном сознании и практике, вплоть до уровня привычек и традиций. Весь этот разрушительно-созидательный процесс стимулировал серьезные творческие поиски, в рамках которых и рождалась космическая этика. По сути своей, своему духу, моральному наполнению и нравственной ориентации она оказалась утопической по характеру и буржуазной по содержанию, что вполне соответствовало времени и социальным запросам.

Как типично утопические проявились даже стремления ее родоначальников реализовать свои идеальные моральные модели в рамках собственного практического опыта. По всей вероятности у обоих мыслителей на формирование своей позиции в отношении образцов достойного поведения людей повлияли не только внешние (прежде всего, политические) условия, но и личные обстоятельства их судеб.

Пограничное время XIX и ХХ веков для России было особым, это было время окончательного расставания с приоритетами средневековых традиций социального существования и энергичного вхождения в мир буржуазных духовных ценностей. Их привлекательность на российской почве была беспроигрышной, так как они провозглашали лидерство свободы, равенства, братства, счастья и благополучия для всех людей без исключения. Не менее обольстительными были идеи реальной достижимости построения абсолютно благого общества. Убедительными, хотя и косвенными, аргументами оказались в это время достижения науки и техники. Явный прогресс в этих сферах, промышленная революция и технические прорывы на всех направлениях питали идею о беспредельных возможностях человека, способствовали выдвижению самых невероятных проектов, сопровождавшихся уверенностью в их бесспорной реализации.

В этот период формируются или получают «второе дыхание» и широкую поддержку разработки технологий достижения бессмертия, освоения космоса, возможности построения вечного двигателя, универсальности жизни, создания всеблагого общественного устройства, конструирования искусственного интеллекта и многое другое. Роднит их всех уверенность авторов и их сторонников в достижении оптимально абсолютно позитивных результатов, исключительно положительные оценки инновационных явлений, рассмотрение прогресса и регресса как разнонаправленных и альтернативно оцениваемых процессов, взгляд на критику как на возражение и способ компрометации.

Федоров и Циолковский ранее других и отчетливее многих почувствовали и прониклись данными веяниями. Предложенные ими моральные ориентиры и нравственные модели были типичными для времени их творчества, но оказались, несомненно, оригинальными по манере аргументации и предлагаемым способам реализации.

Н.Ф. Федоров свою убежденность в плодотворности обновленных морали и нравственности выразил в серии догматических положений, выстраивая их защиту на уровне аналогий, прежде всего естественного характера. «Смерть есть торжество силы слепой, не нравственной, всеобщее же воскрешение будет победою нравственности, будет последнею высшею степенью, до которой может дойти нравственность» [1, С.433]. «Но бессмертие без воскрешения невозможно физически, если бы даже оно было возможно нравственно; оно невозможно без воскрешения так же, как невозможно быть микрокосмом, не умея управлять и воссоздать мегакосм, или макрокосм» [1, С.431].

К.Э. Циолковский обоснование своих представлений об идеальных вариантах морали и нравственности изначально осуществлял на базе естественнонаучного материала и соответствующих ему аргументов. «В космосе существует только истина, совершенство, могущество и удовлетворение…» [2, С.288]. «Высшее богатство: непрерывно бесконечная совершенная и блаженная жизнь космоса и каждого его атома… Это несомненное и ни с чем не сравнимое счастье сделало бы нас добрыми» [2, С.198].

Подобные своеобразные взгляды сыграли свою оправданно положительную роль в соответствующий социально-исторический период, так как были своевременными и необходимыми. Однако со временем человечество имело возможность убедиться в их одномерности и жизненной уязвимости. Разработки идеальных моделей и образцов всегда конечны по своему существованию и потому безжизненны в перспективе. В этическом отношении это проявляется во все большем расхождении моральных образцов с результатами нравственной практики. В наши дни идеи Федорова и Циолковского не утратили своей привлекательности. Однако предложенное Федоровым в современных интерпретациях все более принимает форму религиозного философствования, а рекомендации Циолковского редактируются и дорабатываются в соответствии с запросами современного естествознания.

Литература

1. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 709 с.

2. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001. 480 с.