НРАВСТВЕННОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

НРАВСТВЕННОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© И.В.Иванова, В.А.Макарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

Педагогическое наследие К.Э. Циолковского содержит в себе методологически значимые подходы к отбору приоритетных ценностных ориентиров отечественного образования и воспитания, которые могут предопределить направления и технологии инновационного развития системы образования в России в ХХI веке.

Одним из направлений воспитания «совершенного человека» согласно ученому является его нравственное самосовершенствование, способностью к которому, согласно ученому, не может обладать никто, кроме человека. К.Э. Циолковский утверждал, что человек безграничен в своем духовном развитии как безгранична и бесконечна сама Вселенная [1, с.87].

Ученый думал над тем, как «изменить самого человека в сторону ума, нравственности, знания, общественности, здоровья, долголетия...» [1], то есть, как воспитать человека «совершенным», способным к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, что означает, согласно его концепции, разумным, жаждущим знаний, способным к активной преобразующей деятельности по изменению на основах высшей нравственности самого себя, Земли, а затем и Космоса.

Ведущим фактором воспитания «совершенного человека» он считал духовно-нравственное воспитание. В этом смысле космическое воспитание, как считал К.Э. Циолковский, можно соотнести с духовно-нравственным воспитанием, целью которого является духовное самопознание личности в опоре на общечеловеческие ценности жизни и культуры; воспитание личности, способной и готовой к жизненному выбору и самоконтролю. Здесь образование понимается как расширение возможностей личности, раскрытие ее внутреннего мира, нравственного начала.

Нравственная устойчивость как готовность и способность личности к грамотному оцениванию и рефлексии ситуаций, изменений, происходящих в обществе и личностном плане, является одной из категорий, которая представляет собой механизм формирования ценностных ориентаций. Именно этот механизм позволяет ребенку в ситуации сложного выбора осознанно, ориентируясь на духовно-нравственный багаж своих мировоззренческих основ отстаивать свою позицию, идти по пути продуктивного саморазвития и самосовершенствования.

Размышляя над проблемой нравственного самосовершенствования личности, К.Э. Циолковский считал, что в самом человеке кроется ос¬новной источник зла и страданий, в двойственности его природы, в биоло¬гически и социально предопределенной внутренней борьбы добра и зла. Проблемы воспитания «земного человека» (еще не совершенного, у которого чувства и страсти преобладают над ра¬зумом), переходят к человеку «космическому», «совершенному», у которого ум заменил «животные страсти», причинявшие страдания. Циолковский верил в то, что в будущем обществе вполне возможно существование такого «бесстрастного» человека, который не мучается, а чувствует себя всегда ровно и спокойно. Такое состояние, которое педагог характеризует как «спокойствие души», «нирвана» и нужно начинать воспитывать в человека в детские годы» [2].

Исходя из собственных этически-нравственных воззрений в том, что смысл жизни – «сделать как можно больше полезного для людей», Ци¬олковский подчеркивал, что «высокий подъем чувств» должен обязательно реализоваться в «добрых плодах на благо человечества», в связи с этим изучать свойства человека, его внутренний духовный мир надо больше дли того, чтобы «изменить все дурные свойства» на «общественно-полезные» [3, с.14]. В этом состоит основной аксиологический смысл педагогических воззрений К.Э. Циолковского.

Созданная К.Э. Циолковским антропокосмическая концепция воспитания, пронизанная идеями саморазвития, самоактуализации и нравственного самосовершенствования личности, ее современное прочтение может стать полезным при проектировании моделей развития современного образовании.

Литературы

1. Циолковский, К Э. Попытка концентрическими кругами уяснить направление и ценность моих работ дня людей [Текст] / К.Э. Циолковский.-. Архив РАН,ф.555, оп. 1, д.224, лл 1-70.

2. Циолковский, К.Э. Свойства человека [Текст] / К.Э. Циолковский.–Архив РАН, ф.555, оп.1, д.380, л.41.

3. Циолковский К.Э. Нирвана [Текст] / К.Э. Циолковский // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС, 1992. 256с.