О КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ. ПРОЕКТ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

О КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ. ПРОЕКТ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Т.Б.Карулина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2018 г.

Многослойная и неструктурированная концепция общества у Циолковского представляет собой утопический проект, вдохновленный верой в возможности онтогенетической мутации и надеждой на способности науки вывести биологически новый вид человека. Интеллектуальный хаос современного ему социума был обусловлен тяготами жизни людей (в том числе и собственной семьи Циолковского), неустроенностью быта русской провинции. Осознавая их как всеобщие, всероссийские, он предпринял попытку поиска «выхода» в иной, светлый мир. Этот светлый мир у Циолковского во много напоминал идеальное государство Платона, где господствуют порядок, контроль, разум, эмоциональная глухота.

Сложный комплекс идейного наследия Циолковского и противоречивый характер его замыслов содержат в себе как признаки классической утопии (цветущая изобильная страна вечной юности, мира и легкого труда), так и утопии современной, где будущее связано с неизбежной эволюцией человека и человечества (вплоть до потери им материального тела). «Технологический оптимизм» Циолковского связан с близостью его интересов к естественным наукам и потому у него «объективный ход общественного развития и субъективные проекты могут не совпадать» [4, С.96]. Однако сам мыслитель полагал, что такое «совпадение» произойдет в результате «встраивания проекта» в естественнонаучную реальность и тогда «катастрофическое настоящее» перестанет быть предметом утопических спекуляций, став законами физики.

Проектирование справедливого человеческого общества не оригинально для философии. Очередной переломный период в истории выносит на поверхность новую порцию «счастливых» концепций. Утопии ХХ века  это контробразы реальности и диагноз социума, начиная с Утопии (Нигдейи), счастливого одинокого острова Т. Мора. Образ Всеземной Нигдейи – это видение Циолковским счастливого общества и перспектив его эволюции. До конца жизни он оставался «книжным» человеком. Его реальный мир – это столкновение счастливого мира идей, в котором он предпочитает пребывать, и тяжелого обыденного существования.

Три утопии русских мыслителей полезно прочитать последовательно: «Что делать?» Н.Г. Чернышевского (1862-1863), «Миражи будущего общественного устройства» К.Э. Циолковского (1918) и «Мы» Е.И. Замятина (1920). Общими, объединяющими эти утопии могут быть слова «Придет время, рассеется тьма, взойдет солнце и разгонит мрак. Тогда мы будем блаженны и этот период будет в миллиард раз продолжительней времени борьбы и горя» [2, С.50]. Как похожи в них описания будущего. Чернышевский: «Они входят в дом… Здесь все живут, как лучше кому жить, здесь всем и каждому  полная воля, вольная воля,… ты знаешь будущее. Оно светло, оно прекрасно… Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его…» [5]. Проект К.Э. Циолковского начинается со складывания здоровой артели – совместной жизни тех, кто сможет жить вместе. Человек у него – это прежде и главным образом, разум и холодные, спокойные, слабые чувства. Замятин пишет: «Это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь…Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую, рожали детей» [1]. А это Циолковский: «Не очень далеко то время, когда процесс оплодотворения яйцеклетки будет совершаться искусственно, от высших представителей людей… Искусственный способ никого не обижает (даже самых неразумных), так как не нарушает верности брака, но только дает прелестных, здоровых, умных и нравственных детей… Чем более будет применяться этот способ, тем совершеннее будет людская порода… Когда же ослабеют людские страсти (тоже результат подбора) и браки перестанут заключаться, люди будут жить, по выражению Христа, как ангелы на небесах, т. е. они освободятся от половых страстей и их ужасных последствий» [3, С.499]. Стерильный, чистый, холодный мир, полный разумных людей, подчиняющихся законам природы (ньютоновская механика) и регламенту общества, неумолим и естественен. Он выглядит как взаимодействие частей (людей), дающее хорошо работающий единый организм (механицизм ли это Циолковского, или патриархальные рудименты русской общинной жизни).

Циолковский проектирует патриархальное общество, очень чистое (и в физическом и в нравственном плане) и доброе, но «холодное». В нем полностью отсутствует политическая, экономическая и социальная структура. У Циолковского получился пятый сон Веры Павловны. Мыслитель одновременно подходит к обществу как инженер, когда неработающую деталь (члена общины) можно легко заменить на подходящую (в том числе и в высшей власти), и как учитель (объяснишь, ученики поупражняются и все получится). «Выборы и поступки наши будут тем лучше, чем больше знаний мы будем иметь» [2, С.164]. Новое общество Циолковского строится с чистого листа и за этим антиисторизмом стоит бедная, грязная, неумная и недобрая русская глухая провинция.

Литература

1. Замятин Е.И. Мы. Запись 3-я. [Электронный ресурс]. URL: http://ilibrary.ru/text/1494/p.3/index.html (дата обращения – 6 июля 2018).

2. Циолковский К.Э. Космическая философия. Живая Вселенная. М.: Академический проект, 2017. 640 с.

3. Циолковский К.Э. Щит научной веры. М.: Самообразование, 2007. 720 с.

4. Чаликова В.А. Утопия и свобода. М.: Весть,1994. 184 с.

5. Чернышевский Н.Г. Что делать. Глава четвертая. Четвертый сон Веры Павловны. [Электронный ресурс]. URL: http://ilibrary.ru/text/1694/p.83/index.html (дата обращения – 6 июля 2018).