ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

К.Э. Циолковский – наш великий земляк. Он не только основоположник космонавтики и межпланетных сообщений, теоретик авиации и воздухоплавания, но и писатель-фантаст, школьный учитель, который вел занятия по физике, математике в учебных заведениях Боровска и Калуги, где завоевал славу талантливого педагога.

На уроках Циолковского механическое заучивание фактов и правил уходило на второй план. Он больше уделял внимание экспериментальной работе по физике, учил думать, сравнивать, сопоставлять факты, описывать явления, выдвигать гипотезы. Это как раз то, что сегодня называется в школе «проектно-исследовательская работа». Однако в условиях XXI века эта деятельность школьников имеет свои отличительные черты.

Вовлечение в проектно-исследовательскую работу начинается уже в начальной школе, когда учащиеся выполняют простые мини-исследования непосредственно на уроках. Наиболее мотивированные учащиеся выполняют индивидуальные исследования и проекты, выступают с ними на конференциях школьного, муниципального, российского и международного уровней.

В основной школе ученики делают коллективный проект, объединенный одной темой. В нашей школе реализация ФГОС ООО началась в 2013/14 учебном году, накоплен определенный опыт. Традиционными стали школьные конференции проектно-исследовательский работ, которые, как правило, проходят в конце учебного года.

В мае 2018 г учащиеся собрались на школьной конференции «Горизонты открытий», чтобы представить результаты своей работы. Учащиеся 5 классов выбрали коллективные проекты по темам «Мир моих увлечений» и «В начале жизни школу помню я…» (история школы). Работы учащихся 6 классов связаны с научными открытиями XXI века и городами-героями. Предпочтения семиклассников - страницы Великой Отечественной войны, а также психологические исследования, цель которых – стать успешным в жизни. Восьмиклассников волнуют уже другие проблемы. Они связаны с особенностями молодежных субкультур.

Работы учащихся объединяются в единую книгу, которую класс «выпускает» под руководством классного руководителя.

Все учащиеся 9 классов в конце учебного года защищали индивидуальные проектно-исследовательские работы. Их тематика отличается разнообразием. Большинство работ связаны с обществоведческой тематикой: вопросы российского законодательства, проблемы семьи и детства, права ребенка, причины миграции населения. Интерес у учащихся вызвали экологические и медицинские проблемы, о чем свидетельствуют названия: «Калужский бор: перспектива развития туристических маршрутов в Калужской области», «Утилизация пластиковых бутылок», «Защита кроликов от болезней», «Пропаганда здорового образа жизни», «Чем опасен дефицит кальция?», «Прививки от гриппа: за и против». В ходе своих работ учащиеся пытались изучить прошлое («Машиностроение в XVIII веке», «Научные открытия XIX века», «Зингер – знак качества», «Калужские меценаты»), в то же время заглянуть в будущее («Автомобили будущего», «Перспективы развития космической энергетики»). Большая группа работ посвящена вопросам информатики: «История создания ЭВМ», «Компьютерные базы данных», «Машина Тьюринга», «Вред и польза компьютерных игр», «Социальные сети».

В круг интересов учащихся вошли и вопросы культурологии и искусствоведения, что нашло отражение в темах: «Бальные танцы – спорт или искусство?», «Танец как явление культуры», «Мода XIX века», «Готическая субкультура».

По филологии были представлены следующие работы: «Творчество Евгения Гаглоева», «Сравнительный анализ фразеологизмов в русском и английском языках», «Англицизмы – футбольные термины в спортивной лексике русского языка».

Физико-математическая направленность прослеживается в работах «Умная розетка», «Электромагниты», «Звук-убийца», «Путешествие в историю математики».

Главная особенность организации работы состояла в том, что ученики 9 классов выбирали тему самостоятельно, исходя из своих интересов и предпочтений, но выполняли ее под руководством учителя-предметника в течение всего учебного года.

Оценивала работу специально созданная комиссия, в состав которой входили не только учителя и администрация школы, но и старшеклассники – члены научного общества «Альфа-Центавра». Опыт показал, что старшеклассники очень серьезно подошли к проблеме оценивания: были продуманы вопросы выступающим, даны рекомендации, оценена степень самостоятельности выполнения работ, качество презентации.

В ходе работы мы пришли к выводу, что проектно-исследовательская деятельность помогает удовлетворить важные потребности подростков, дает возможность экспериментировать и минимизировать отрицательные проявления подросткового возраста.