ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ КОСМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛУШАТЕЛЕЙ КОСМОЦЕНТРА

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ КОСМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛУШАТЕЛЕЙ КОСМОЦЕНТРА

© П.А.Кинжалова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2018 г.

Важной составной частью развития современной науки и техники стала компьютерная революция. [1,2]. "Компьютерная революция" поднимает на принципиально новый уровень автоматизацию умственного труда, что обеспечивается созданием интегральных коммуникационно-вычислительных систем, которые во взаимодействии с человеком могут формировать, управлять и контролировать информационные потоки и за счет этого глубже и точнее познавать объективный мир.

На сегодняшний день в России и в мире все большую актуальность представляет вопрос поколений. Актуальность данного вопроса заключается в том, что поколения являются взаимосвязаны. Предыдущие поколения посредством своей деятельности формируют поколения настоящие, а те в свою очередь, будущие. И для того, чтобы понять механизмы передачи навыков, знаний, мировоззрения от одного поколения к другому, для того, чтобы проследить тенденции развития общества и научить представителей различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, необходимо уделить должное внимание изучению данного феномена.

Диалог на тему сменяемости и отличий поколений друг от друга начался давно, однако научное осмысление этой проблемы произошло в начале XX века. Первое освещение они получили в работах Мангейма и Ортеги-и-Гассета, которые говорили о социологических аспектах формирования поколений [3]. Спустя почти сотню лет их теории были продолжены и дополнены современной, классической концепцией, которую изложили американские ученые Уильям Штраусс и Нил Хоув [4]. Сегодня эта теория набрала популярность благодаря популяризации в социальных медиа.

Современное общество представляет информацию небольшими порциями/потоками, максимально сокращая объем и, тем самым, прививая людям привычку не осмысливать потребляемую информацию. В обиходе такой феномен получил название «клиповое мышление», что означает особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.

Все чаще встречается такое явление среди молодежи. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

В докладе проанализированы особенности восприятия информации о космосе с точки зрения клипового мышления, а также способы проведения профориентационных программ со слушателями Космоцентра, имеющими такой тип мышления.

Литература

1. Идальго, С. Как информация управляет миром. Эксмо, 2016. – 465с.

2. Интернет-ресурс: статья Юдина Л.И. - Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия - https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/03/13/kompyuternaya-revolyutsiya-sotsialnye-perspektivy-i-posledstviya

3. Интернет-ресурс: статья - Становление и развития социологии поколений - https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-molodezhi-istoriya-stanovleniya-i-perspektivy-razvitiya

4. Интернет-ресурс: статья – Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности Практического применения - https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya