ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

© Н.В.Савкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2018 г.

С 1 июля 2015 года после вступления в действие изменений в Федеральный закон от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Федеральный закон) работа головных исполнителей (исполнителей) гособоронзаказа (ГОЗ) существенно изменилась. Это связано, в первую очередь, с созданием межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа, а также определением порядка банковского сопровождения государственных контрактов (контрактов).

Одной из проблем головного исполнителя государственных контрактов на производство и поставку продукции с длительными технологическими циклами производства и выполнения НИОКР в рамках ГОЗ остаются расчеты с исполнителями, сроки выполнения работ которых наступают раньше сроков завершения государственного контракта, а также невозможность (в отличие от исполнителя ГОЗ) использования средств отдельного счета для погашения кредита и процентов по нему. В подобные контракты с исполнителями головному исполнителю приходится включать условия по окончательному расчету за выполненные работы после получения денежных средств от Государственного заказчика, что в случае надлежащего выполнения исполнителем работ и принятия их головным исполнителем вступает в противоречие с положениями ГК РФ. Следствием этого является необходимость проведения дополнительных переговоров с исполнителями и урегулирования претензионных обращений и исковых заявлений от исполнителей, отвлечение оборотных средств по государственному контракту.

Государственный заказчик включает в государственный контракт условие об осуществлении расчетов только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке (за исключением некоторых государственных контрактов согласно условиям Федерального закона).

Головной исполнитель ГОЗ в соответствии с Федеральным законом при заключении контрактов с исполнителями обязан принять необходимые меры по их исполнению и обеспечить качество товаров, работ, услуг в рамках ГОЗ в соответствии с условиями государственного контракта.

Вся информация о платежных операциях по государственному контракту по всей цепочке кооперации передается в единую информационную систему ГОЗ, доступ которой открыт (в определенной части) государственному заказчику, головному исполнителю (исполнителю) ГОЗ, уполномоченному банку, Росфинмониторингу, Счетной палате Российской Федерации, контрольно-надзорным органам с соблюдением требований действующего законодательства о государственной тайне.

В условиях Федерального закона значительно усилился контроль исполнения государственного оборонного заказа со стороны надзорных органов, который стал для головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ более системным и регулярным (реестры государственных контрактов (контрактов) по всей цепочке кооперации ежеквартально предоставляются в соответствующие органы Прокуратуры).

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

2. http://expert275.ru - сайт экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности.