ПОКОРЕНИЕ ТРЕХ ПРОСТРАНСТВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПОКОРЕНИЕ ТРЕХ ПРОСТРАНСТВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.В.Хорунжий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2018 г.

Исследование научной деятельности К.Э. Циолковского невозможно без изучения исторического контекста формирования его взглядов. В историографии вопроса весьма хорошо изучены влияние народнической идеологии и философии позитивизма на мотивацию ученого, однако основное внимание уделено наиболее известным сторонам его творчества – работам по воздухоплаванию и космонавтике, а также трудам философско-этического и социального характера. Первые были направлены на улучшение жизни людей через развитие транспорта, который бы послужил задаче их объединения «в единую семью», а также на освоение космоса, которое открыло бы человечеству доступ к «богатствам вселенной». Вторые – на создание подкрепленной естественными науками этики и построение на ее основе «Идеального строя жизни». В конечном счете, все эти работы были направлены на то, чтобы открыть человечеству путь к счастью, что весьма характерно не только для Циолковского, но и для многих его современников, сформировавшихся в том же социокультурном контексте, как уже неоднократно отмечалось исследователями.

Однако этот контекст подразумевал еще одно направление поисков счастья для всего человечества, не менее характерное для рассматриваемого периода, но – по разным причинам – в меньшей степени изученное в историографии.

Вторая половина XIX – начало XX вв. ознаменовались бурным расцветом естественных наук. Это породило надежды, что вскоре человечеству удастся познать весь окружающий мир, все законы этого мира и, следовательно, удастся научиться этим миром управлять: «…мир стали считать, по существу, уже познанным. Сложилось представление, согласно которому определить, основываясь на научных выводах, правильное мироустройство, дарующее человечеству благополучие и счастье, является лишь актом доброй воли» [1].

Почти всеобщим было ощущение, что наука вот-вот решит все проблемы. Результатом стало появление огромного количества всевозможных проектов построения идеального общества, причем не только в России. В целом же, первые десятилетия ХХ в. – время наиболее активной научной деятельности Циолковского – это период небывалого ожидания победы человека над Природой, характеризуемое «…восторженным сознанием огромных, никогда ранее не существовавших возможностей во всех сферах человеческого бытия» [2].

С точки зрения автора данной статьи, применительно к России эти ожидания можно свести к мечте о скором покорении трех Пространств: физического, социального и, наконец, временнóго - самого пугающего для любого человека, который, согласно требованиям позитивизма и материалистического подхода, не мог воспользоваться компенсаторной функцией религии. Неудивительно, что многие представители российской интеллигенции, избравшие науку как средство служения народу, старались не только содействовать развитию транспорта и связи, не только построить научно обоснованные проекты построения идеального общества, но и предложить свои варианты ответов на «вечные» вопросы.

Это могли быть как работы по увеличению продолжительности жизни [3], так и попытки построения «светской религии» [4], как проекты по «овладению временем» [5], так и новые варианты материалистического мировоззрения, предлагающие новый взгляд на эти вопросы [6].

Покорение мира физического шло полным ходом – заметные успехи авиации и появление все большего числа трудов по освоению космического пространства становились символами побед человечества на этом фронте. Ожидания скорого построения справедливого общественного устройства в конце 1910-х – начале 1920-х годов в России также были весьма распространены. Это приводило к росту ожиданий скорого покорения и третьего пространства – временнóго – что, например, хорошо выразилось в лекции «О знании», которую А.М. Горький прочел в марте 1920 года в Рабоче-крестьянском университете: «...Несомненно, настанет время, когда человек будет и царем природы, и, может быть, таким чародеем, что для него не будет уже никаких препятствий. Может быть, он и междупланетные пространства победит, победит и смерть, и все болезни свои, и все внутренние недостатки, и тогда, весьма вероятно, будет рай на земле» [7].

Следует отметить, что эти ожидания, сформированные у целого поколения российской интеллигенции, воспринимались в первые послереволюционные годы весьма серьезно. Уже в конце 1918 года было предпринята попытка переосмыслить захоронения на Красной площади. Тогда под псевдонимом N.N. в издательстве ВЦИК была переиздана брошюра «О пролетарской этике» Н.Н. Кошкарева, вышедшая в одной серии с переизданными работами К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Л.Д. Троцкого и В.И. Ленина. В брошюре характеризовались задачи «пролетарского творчества о точки зрения реалистической философии» и науки. А именно: построить идеальное общество, покорить космические просторы. Последняя задача - в заключение работы – была сформулирована следующим образом: «лицемерная буржуазия, следуя пословице: с глаз долой - из сердца вон», хоронила своих умерших на задворках города. Не так поступает пролетариат. Не на окраину он отправляет тела своих товарищей. Нет, он хоронит их в центре, чтобы всегда о них помнить. А когда пробьет час торжества человеческого разума над смертью, он придет на их могилу и воскресит их» [8].

В дальнейшем, по различным причинам как идеологического, так и практического характера, покорение третьего пространства было выведено за рамки массовой пропаганды, а затем - и серьезного историографического изучения, в то время, как покорение физического и социального пространств оставалось в фокусе общественного внимания. Показателен в этом контексте заголовок одной из статей указанного периода, хранящейся в Архиве РАН: «Советские атланты нашего времени поддерживают "небесный свод" социализма, советские прометеи ХХ века похищают с неба "огонь" заатмосферных полетов» [9].

В настоящее время изучение данной темы в строго академическом русле представляется не только возможным, но и весьма желательным как для приращения позитивного исторического знания, так и для более полного и всестороннего понимания исторического контекста научной деятельности Циолковского.

Литература

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 112.

2. Там же. С. 114

3. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1907.

4. Луначарский А.В. Религия и социализм: Ч. 1-2. СПб., 1908-1911.

5. Муравьев В.Н. Овладение временем. М., 1924.

6. Рожков Н.А. Основы научной философии: главные положения учения, удовлетворяющего высшие запросы человека. СПб., 1911.

7. Горький А.М. О знании // Горький А. М. Художественные произведения, статьи, заметки. М., 1969. С. 111.

8. Кошкарев Н.Н. О пролетарской этике: Пролетарское творчество с точки зрения реалистической философии. М., 1918. С. 45.

9. Архив РАН. Ф. 555. Оп. 2. Д. 93а. Л. 1-3.