ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА И СОВРЕМЕННОСТЬ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА И СОВРЕМЕННОСТЬ

© С.В.Александров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2018 г.

В работе «Грёзы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения» К.Э. Циолковский, ещё не зная, КАК это делать, объясняет, ЗАЧЕМ нужно осваивать космическое пространство. В числе прочего, калужский мыслитель описывает радикальную трансформацию человеческого организма, позволяющую существовать в пустоте и прямо использовать для «питания» солнечные лучи. Иными словами, предлагается приспособление человека к новым условиям обитания. Однако такой подход — не единственный. Существует альтернативная точка зрения, согласно которой человек осваивает мир, приспосабливая не себя под среду, а среду под себя. Сам же человек при этом сохраняет свою биологическую сущность.

Поскольку как трансформация всей Вселенной под требования человека, так и трансформация человека под осваиваемую среду сразу невозможны, между окружающим миром и человеком создаётся техносфера, или, в более привычных терминах, автономная система жизнеобеспечения, защищающая последнего от поражающих факторов неблагоприятной окружающей среды. Однако в качестве дальнейшего направления развития Циолковский выбирает слияние техносферы с организмом разумного существа.

Такой подход во времена Циолковского был популярен, и широко обсуждался как в научной, так и в художественной литературе — апофеозом здесь можно считать повесть А. Беляева «Человек-амфибия». Позднее популярность таких взглядов снизилась, но отнюдь не сошла на нет, и в настоящее время проявляется в таких общественных движениях, как «трансгуманизм» и «биохакинг».

Однако сегодня мы знаем, что человеческий организм устроен гораздо сложнее, чем считалось не только во времена калужского мыслителя, но и десятилетиями позже. Знаем, что состояние организма оказывает разнообразное влияние на психику человека. И имеем основания сомневаться, что искусственная трансформация организма под принципиально новые условия обитания никак не затронет психику, а значит и личность человека. Более того, мы имеем право задаться вопросом, а в какой степени такой трансформированный человек останется человеком, не будет ли это уже другое разумное существо?

К сожалению, совершенно непонятно, как получить ответы на эти вопросы без экспериментов над человеком. Какое-то время, после шока нацистской практики, такие эксперименты демонстративно отторгались и осуждались мировым сообществом. Однако сейчас их всё больше признают допустимыми, и в качестве основания выдвигают именно необходимость приспосабливаться к меняющимся внешним условиям, причём прежде всего – к научно-техническому прогрессу.

В этих условиях Циолковский показывает пример футурологического моделирования, позволяющий, как минимум, представить последствия выбора того или иного варианта действий. К сожалению, долгое время такая работа не проводилась на должном уровне и сегодня должна быть возобновлена с опорой уже на современные достижения науки.