ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ: МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ: МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

© О.А.Павлова, Н.И.Чиркова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

В настоящее время наблюдается тенденция к устранению границ между формами аудиторной и внеаудиторной работы, которые в целом направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетентностей будущих учителей. Важная роль в этом процессе принадлежит проектному подходу к организации совместной деятельности студентов и преподавателей.

В рамках методико-математической подготовки студентов в Институте педагогики КГУ им. К.Э. Циолковского в течение учебного года реализуется несколько проектов профессиональной направленности. Так ежегодно 14 марта в форме проекта осуществляется подготовка математического праздника «День числа пи». В декабре 2017 года был подготовлен праздник «Занимательная математика», посвященный жизни и творчеству Я.И. Перельмана, а в феврале-марте 2018 года студенты участвовали в проекте «Хочу знать больше о выборах президента РФ», в раках которого создавали тематические задачи для младших школьников и описывали методику работы с ними.

В 2017-2018 учебном году было реализовано также два проекта, связанных с написанием книги для младших школьников математического содержания «Откуда есть пошло число» и методического пособия для учителей «Инновационно-образовательные технологии при обучении младших школьников математике».

На младших курсах цель проекта задается преподавателем, однако его содержательное наполнение зависит от индивидуальных предпочтений и интересов студентов, которые делятся на подгруппы, каждая из которых выделяет собственное направление деятельности в рамках общего проекта. Для праздника это могут быть подготовка музыкального сопровождения, стенгазет, интересных сообщений междисциплинарной направленности с визуальной поддержкой, вопросов для викторины или конкурса и пр.

При подготовке книг необходимо согласовать их содержание, стиль оформления и написания отдельных разделов. В то же время студенты осознают, что отбор материала соответствует прежде всего их интересам, так как данные пособия они смогут использовать в своей деятельности и не нужно будет искать материал по разным источникам. Работа над проектом способствует развитию познавательных способностей студентов, позволяет продемонстрировать уровень сформированности профессиональной компетентности.

На старших курсах желательно только задать некоторый ориентир, например, то, что проект должен быть посвящен К.Э. Циолковскому. При этом студенты должны сами разработать цель и форму реализации проекта, помня о его профессиональной направленности.

В целом студенты могут поступить аналогично тому, как работали на младших курсах (подготовить математический праздник, посвященный великому мыслителю или подготовить книгу для младших школьников, включающую систему текстовых тематических задач через которые раскрываются отдельные аспекты жизни и творчества замечательного ученого и земляка), либо разработать и воплотить в жизнь собственную идею (разработать математическое путешествие или квест по памятным местам; организовать конкурс или олимпиаду для школьников; разработать концепцию проведения уроков или внеклассных мероприятий для младших школьников межпредметного содержания).

Опыт организации подобных проектов представлен в ряде публикаций [1, 2, 3] и систематизирован [4]. В результате у будущих педагогов формируются личностные смыслы и профессиональное мировоззрение, совершенствуется их методико-математическая подготовка и коммуникативные навыки.

Литература:

1. Перельману Я.И. – 135 лет: опыт организации внеаудиторной деятельности по математике и методике её преподавания в педвузе [Текст] / В.Н. Зиновьева, Н.И. Чиркова Н.И., О.А. Павлова // Современное начальное образование: традиции и инновации: Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. Калуга : КГУ им. К.Э. Циолковского. - 2018. -С. 94-99.

2. Павлова, О.А. Математический праздник как компонент методико-математической подготовки будущего учителя [Текст] / О.А. Павлова, Н.И. Чиркова // Гуманизация образования. - 2018.- №1.- С. 30-35

3. Павлова, О.А. Математический праздник как форма внеурочной деятельности (на примере Дня числа π) [Текст] / О.А. Павлова // Математика в школе. -2018. -№ 4.

4. Павлова, О.А. Основные принципы обеспечения качества подготовки будущих учителей к созданию в учебном процессе условий для достижения учащимися личностных результатов обучения (на примере обращения к потенциалу математических дисциплин) [Текст] / О.А. Павлова // Вестник Калужского университета. -2018. -№ 1 (38). -С. 92-95.