ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© А.Ю.Кононова, Е.С.Горбачева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

Научная деятельность педагога–наставника К.Э. Циолковского наполнена идеями профориентации. На своих уроках К.Э. Циолковский применял собственные педагогические методы, успешно решая проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. Символично, что сам Константин Эдуардович обрел счастье через профессию. Его идеи технического творчества приобретают особую актуальность в дополнительном образовании сегодня. Научная и проектная деятельность учащихся в настоящее время становится обязательной на всех ступенях обучения в образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС. Важным направлением государственной политики в области образования становится профессиональная ориентация школьников. Меняются поколения, меняются взгляды, а выбор профессии всегда трудная задача, как для самих учащихся, так и для их родителей. Каждый год огромное число юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования и последующим трудоустройством.

С 2016 года МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги -координационный центр по профориентации учащихся. Значимость профориентации школьников подчеркивается в «Концепции профориентационной работы о обучающимися в образовательных организациях Калужской области»[2].

В 2017 году на базе МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, при участии МАН «Интеллект будущего» (г. Обнинск) был создан образовательный проект «Атлас будущих профессий». В рамках проекта ежегодно составляется план мероприятий по выполнению дорожной карты.

С 2017-2018 учебном году для учащихся ОУ г. Калуги в возрасте 12-16 лет начато обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Атлас будущих профессий», созданной в ДЮЦКО «Галактика». Программа знакомит с самой современной и актуальной информацией о профессиях будущего, надпрофессиональными навыками специалистов будущего, с устаревающими профессиями, как в интеллектуальной сфере, так и в рабочих специальностях, с учебными заведениями, ведущими работодателями в лидирующих отраслях производства [1,3]. Программа содержит комплекс психолого-педагогических методик, направленных на построение личной траектории учащихся с учетом собственных интересов, способностей, профессиональной пригодности. Помощью в профессиональном самоопределении учащимся становятся профессиональные пробы, позволяющие «примерить на себя» различные виды профессиональной де-ятельности. Так в 2017-2018 учебном году для учащихся 7-8 классов ОУ г. Калуги педагогическими работниками ДЮЦКО «Галактика» были разработаны и проведены профессиональные пробы «Инженер-коструктор», «Ученый», «Психолог».

Реализация данного проекта позволит:

1) оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

2) получить консультации специалистов - психологов в выборе профессии на основе собственных интересов, склонностей, способностей, способностей, предпочтений;

3) сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных условиях в соответствии с экономической ситуацией и социальными потребностями общества и страны;

4) через участие в профориентационных мероприятиях (в том числе через профпробы) попробовать себя в разных профессиях.

Профориентационная деятельность в рамках проекта осуществляется в сетевом взаимодействии с интеллектуальными и информационными партнерами, а именно с ОУ г. Калуги, с ВУЗами, предприятиями и организациями г. Калуги, с Центром занятости населения и молодежной биржой труда г. Калуги, со СМИ за счет привлечения кадровых, научно-методических, лабораторных, информационных и др. ресурсов обучающей среды. Основной функцией такого типа взаимодействия является расширение возможностей развития учащихся.

Литература

1. Атлас новых профессий [Текст].. – М., 2015. - 288 с.

2. Концепция организации профориентационной работы с обучающимися в образовательных организациях, находящихся на территории Калужской области. [Текст]. – Калуга: Калужский государственный институт образования, 2017. – 52с.

3. Судаков, Д.А. Атлас новых профессий. Методические рекомендации по применению Атласа новых профессий в ходе школьной профориентационной работы в средних и старших классах [Текст] /Д.А. Судаков. – МАН «Интеллект будущего». – Обнинск. – 2016. – 40 с.: ил.