ПРОГРАММА «ЭНЕРГИЯ – БУРАН», ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ И ПРИЧИНЫ ЗАКРЫТИЯ
© С.В.Трифонова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2018 г.
15 ноября 2018 года исполнится 30 лет со дня полета в космос многоразового космического корабля «Буран». Этот полёт стал важной вехой в развитии отечественной авиакосмической отрасли и ответом на американский проект «Спейс Шаттл». При внешнем сходстве проектов, наш орбитальный корабль обладал рядом преимуществ, одним из которых было то, что «Буран» оснастили уникальной автоматизированной системой управления, позволявшей осуществлять полёты в космос и возвращение на Землю в автоматическом режиме.
Работы по созданию «Бурана» были начаты в 1976 году. Головное предприятие по разработке и созданию ракеты-носителя и орбитального корабля - НПО «Энергия», генеральный конструктор – В.П. Глушко. Для создания орбитального самолета в министерстве авиапромышленности была создана новая организация НПО «Молния», возглавляемая Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским.
Длина «Бурана» - 36,4 метра, размах крыла – около 24 метров, высота корабля,– более 16 метров. Стартовая масса корабля – более 100 тонн, из которых 14 тонн это топливо.
В носовом отсеке располагалась герметичная кабина для экипажа и большей части аппаратуры. Объем кабины - более 70 кубических метров.
Важной особенностью «Бурана» стала его тепловая защита, состоявшая из 39 тысяч плиток материала на основе углерода и супертонкого кварцевого волокна.
Наш орбитальный корабль превосходил американский челнок по многим характеристикам. Чтобы позволить кораблю запоминать действия пилота-человека, пришлось оснастить бортовой комплекс управления системой контроля мощностью в 30 мегабайт (по тем временам – огромная цифра) и даже разработать специальный язык программирования «Пролог».
«Буран» мог выводить на орбиту 30 т полезного груза (29,5 т у «шаттла»), а спускать с орбиты 20 т (на 5,5 т больше, чем американский аналог). Максимальное время полета «Бурана» составляло 30 суток, он мог взять на борт до 10 человек. У «шаттла» эти показатели были ниже: 20 суток и 8 человек. Космический самолет был оснащен системой экстренного спасения экипажа. На небольшой высоте (до 25 км) кабина с пилотами могла быть катапультирована, а на больших высотах существовала возможность отсоединения модуля от ракеты-носителя и совершения экстренной посадки.
«Буран» выводился на орбиту самой мощной в мире РН «Энергия» сверхтяжелого класса (стартовая масса – около 2400 т, суммарная тяга при старте – 3600 тс, высота – 56 м, диаметр – 16 м), которая выполнена по двухступенчатой схеме. Она позволяла выводить на орбиту полезную нагрузку массой до 105 т.
В 1977 году при Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова начала формироваться группа летчиков-испытателей для участия в проекте «Буран». В начале 1979 г. группа была окончательно сформирована и утверждена. В ее состав вошли: Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс и Александр Щукин. Командиром группы был назначен И.П. Волк. Всего для полётов на орбитальном корабле в разное время по различным программам тренировалось: в составе экипажей:10 военных и 11 гражданских космонавтов, вне экипажей: 9 пилотов и 6 бортинженеров, 4 французских пилота.
15 мая 1987 года успешно состоялись летные испытания новой универсальной ракеты-носителя «Энергия». В качестве экспериментальной нагрузки на ракету был установлен 75 тонный космический аппарат – прототип орбитальной лазерной платформы. После удачного пуска «Энергии» было решено осенью 1988 года осуществить старт ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Из соображений безопасности первый испытательный полет был определен как беспилотный. Летные испытания космического самолета «Буран» прошли чрезвычайно успешно. Совершив два оборота вокруг Земли в автоматическом режиме без экипажа, «Буран» идеально точно приземлился на взлетно-посадочную полосу. Продолжительность полета составила 205 минут. Посадка вошла в Книгу рекордов Гиннесса как единственное в мире приземление космического корабля в режиме автопилота.
В дальнейшем предполагалось осуществить еще два беспилотных испытательных запуска, а затем перейти к выполнению программы пилотируемых полетов. В целом программа по созданию многоцелевого космического корабля предусматривала создание пяти кораблей. Из них было сконструировано только три.
К сожалению, первый беспилотный полет «Бурана» оказался и последним. Финансирование на продолжение работ и ввод в эксплуатацию пилотируемого крылатого орбитального корабля было закрыто. В 1992 г. Российское космическое агентство прекратило работы по программе «Энергия-Буран». В 2002-м на побывавший в космосе корабль рухнули обломки монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
Опыт работы по «Бурану» все же не пропал даром. При создании орбитального корабля было получено около 600 оригинальных научно-технических достижений с возможностью применения в таких отраслях как авиастроение, судостроение, автомобилестроение, приборостроение, атомная энергетика, медицина, черная и цветная металлургия, а также в коммунальном хозяйстве и бытовой технике.
Материалы, без которых невозможно создание ракетно-космических систем (высоколегированные жаропрочные стали, сплавы на основе алюминия и магния, высокоогнеупорная керамика, высокочастотные диэлектрики, теплозащитные материалы, смазки, клей, герметики, резина, тончайшие полимерные металлизированные пленки, антикоррозийные покрытия) используются в многообразных и порой неожиданных сферах применения. Так, разработанный углерод-углеродный материал нашел широкое применение в медицине, оказавшись почти идеальным для изготовления искусственных суставов в технике протезирования.
Сохранившиеся результаты в дальнейшем были использованы при отработке методов диагностики прочности и разрушения других изделий и объектов различного назначения.
Музей хранит память об этом великом научном достижении. В фондах хранятся уникальные экспонаты, связанные с многоразовой космической системой.
Несмотря на то, что американцы намного раньше начали развивать программу «Спейс Шаттл», советская программа «Энергия – Буран» была намного совершенней с технологической стороны. Это был триумф советской космонавтики!