ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПИЛОТИРУЕМУЮ КОСМОНАВТИКУ НАЧИНАЛОСЬ В ГОРОДЕ ЖУКОВСКОМ

ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПИЛОТИРУЕМУЮ КОСМОНАВТИКУ НАЧИНАЛОСЬ В ГОРОДЕ ЖУКОВСКОМ

© С.Н.Филипенков, Л.А.Китаев-Смык
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2018 г.

По постановлению №22-10 от 05.01.1959 «Об усилении научно-исследовательских работ в области медико-биологического обеспечения космических полетов» в Летно-Исследовательском институте (предприятие п.я. №12) города Жуковский Московской области развернулись работы по пилотируемым космическим аппаратам (ПКА), их бортовому оборудованию, ручным системам управления и системам спасения, что потребовало создания 5 августа 1959 года во 2-м комплексном научно-исследовательском отделении специализированного отдела авиационной и космической медицины (отдел 28).

Начальник ЛИИ Николай Сергеевич Строев пригласил из московского НИИ патфизиологии АМН СССР Андрея Михайловича Клочкова, а из ленинградского НИИ экспериментальной медицины был командирован Николай Николаевич Тимофеев, ранее принимавшего участие в обеспечении полётов животных на втором и последующих искусственных спутниках Земли. Научными сотрудниками отдела тогда стали 6 человек, а именно: Н.Н. Тимофеев (начальник отдела), А.М. Клочков (зам. начальника отдела), А.Т. Зверев, Б.А. Нарцисов, В.С. Оганов, Л.А. Китаев-Смык. Только десятилетие спустя, по мере увеличения объема НИОКР, произошло расширение штатного расписания до 40 сотрудников. По заданию С.П. Королева Н.Н. Тимофеев занялся проблемой гипобиоза, специально для его применения в аврийно-спасательном отсеке межпланетного корабля. Позднее, с учетом результатов исследований в области нейрохимии и явлений медикаментозного гипобиоза, проведенных в соавторстве с академиком В.В. Париным в лабораториях ГНИИИ АКМ ВВС и в ИМБП МЗ СССР, он защитил докторскую диссертацию и издал две монографии «Искусственный гипобиоз» (1983) и «Гипобиоз и криобиоз» (2007).

С апреля 1961 года отдел 28 возглавил кандидат, а в последующем—доктор медицинских наук, Андрей Михайлович Клочков. Совместно с другими лабораториями ЛИИ на протяжение почти 40-летнего периода целенаправленно исследовались проблемы человеко-машинного взаимодействия и ручных систем управления ПКА на наземных стендах/тренажёрах, в том числе в условиях многосуточной работы при искусственной силы тяжести до 1,1-1,4 G, а также в полетах на различных типах летающих лабораторий с имитацией парения в невесомости (0G), посадки на поверхность другого небесного тела в условиях лунной (1/6G) и марсианской гравитации (3/8G), а также при приземлении ПКА по самолетному типу.

Более детально деятельность отдела и первые шаги в пилотируемую космонавтику представлены на презентации вышедшей в этом году книги Л.А. Китаева-Смыка «Проникновения в космонавтику». Результаты психологических и физиологических исследований сотрудников отдела 28 отражены в научных сборниках «Летно-исследовательский институт. События. Люди» в главе «Авиационная медицина в ЛИИ» (Клочков А.М., Мокеев В.Д., 2001) и «Летные исследования и испытания», в главе «Физиологические исследования» (Клочков А.М., 1993), а также в монографиях «Психология стресса» (Китаев - Смык Л.А.1983, 2006) и «Физиологические проблемы невесомости» в главе «Медицинское обеспечение работы космонавтов в открытом космическом пространстве» (Барер А.С., Филипенков С.Н. Вакар М.И., Щиголев В.В., Коваленко Е.А., Касьян И.И., Зинченко В.П., Головкин Л.Г., Осипов Ю.Ю. и др., 1990).

В докладе будут представлены, до сих пор значимые и актуальные в ХХI веке результаты исследований, проводившихся в 1960-1970-х на стенде искусственной силы тяжести «Орбита» (имитаторе трёхместного марсианского корабля), на борту таких летающих лабораторий как самолет «Ту-104ЛЛ» (имитировавшего операторскую деятельность в невесомости при проведении испытаний по программам «Восток», «Восход» и «Союз»), приземление в режиме авторотации на вертолетном имитаторе лунного корабля «ВИ-ЛК» на базе «Ми-4» (для испытаний ручных систем управления при динамическом моделировании операций прилунения). Подводятся также некоторые итоги 1980-1990-х по изучению операторской деятельности при воздействии гипергравитации с диапазоном перегрузок 2-6G на летчиков-испытателей из отряда космонавтов ЛИИ в период отработки ими программы «Буран» в полетах на летающих лабораториях «Ту-154ЛЛ» и «МиГ–25ЛЛ». Для решения данных задач была создана система управления ЛЛ на базе самолета Ту-154Б, обеспечившая моделирование динамических характеристик воздушно-космического самолета, включая движение ПКА «Буран» по крутой глиссаде траектории посадки. «Ту-154Б» был использован в качестве головной ЛЛ для отработки системы автоматической посадки ПКА «Буран».