РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОКОСМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОКОСМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© М.В.Доронина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

Проблема воспитания подрастающего поколения остро стоит в современном российском обществе. Необходимо, чтобы воспитание обеспечивало свободное самопознание и саморазвитие личности, а также способствовало самоопределению жизненной позиции.

Подобные идеи воспитания лежат в основе антропокосмической концепции К.Э. Циолковского. В ранней профориентационной работе с дошкольниками важен такой аспект концепции, как учет индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Ученый предлагал строить обучение и воспитание, исходя из природы человека, его возрастных и психологических особенностей, его способностей и склонностей.

Одним из самых востребованных направлений образовательной деятельности среди дошкольников и их родителей является эстетическое направление.

Именно через искусство и художественное творчество передается духовный опыт человечества, способствующий воссоединению связей между поколениями.

Помимо программ эстетической направленности, существуют программы научно-технического творчества. В процессе таких профориентационных занятий, ребенок приобщается к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, в технические объединения приходят ребята, которые мечтают стать инженерами, программистами, изобретателями и т.п.

Техническое творчество способствует развитию интеллекта, воспитанию усидчивости, дисциплинированности, пробуждает интерес к точным наукам. Эколого-биологическое направление дополнительного образования детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Приоритетной задачей оздоровительной и спортивно-массовой работы в системе дополнительного образования детей является физическое совершенствование ребенка и формирование здорового образа жизни.

Особенностью системы дополнительного образования детей является то, что помимо специалистов, имеющих педагогическое образование, работают профессионалы из других областей: режиссеры, художники, инженеры, музыканты и мастера декоративно-прикладного творчества. Дети получают квалифицированную предпрофессиональную подготовку, что формирует хорошую профессиональную грамотность.

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социокультурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, сфера наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка.

Одним из важных компонентов ранней профориентации считается творческая деятельность.

К творческой деятельности можно отнести музыку, слово, хореографию, театр, декоративно-прикладное творчество. Каждая из этих составляющих обеспечивает целенаправленное формирование в дошкольнике его эстетического отношения к действительности.

Занятия музыкой развивают музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, интонацию, вокальные данные, исполнительское мастерство, эмоциональное восприятие.

Занятия по хореографии способствуют развитию двигательных качеств, гармоничному развитию всех звеньев опорно-двигательного аппарата, совершенствованию двигательных навыков, развитию эмоциональной сферы, развитию музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях хореографией.

Декоративно-прикладное творчество развивает воображение, мышление, мелкую моторику, художественный вкус, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Воспитывает эстетическое отношение к явлениям окружающего мира и формирует устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Театральное творчество способствует восприятию мира через образы. Это направление эстетической деятельности дает уникальную возможность детям свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения, освобождает от закомплексованности, дает ощущение своей особенности.

Дошкольный возраст ценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым и т.д.

Важно отметить, что чем больше профессионально ориентированных программ в учреждениях дополнительного образования, тем учащиеся более самостоятельны, самоориентированы и ориентированы на собственный профессиональный успех в будущем.

Среди них, выше процент детей, определившихся с выбором своей будущей профессии и жизненного пути в целом.