РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО И К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО И К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

© БуслаеваЕ.Н.
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

Инклюзивное образование предполагает такое развитие общего образования, которое подразумевает доступность образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей и, тем самым, обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые требует инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Считается, что инклюзия изменит структуру социальных отношений и позитивно повлияет на наше общество. Обсуждая аргументы в пользу инклюзивного образования, обратимся к работам Л.С. Выготского – основателя отечественной дефектологии.

Данный автор, исследуя развитие нормального и аномального ребенка, сформулировал общие закономерности его психического развития. Он утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам. Наряду с общими закономерностями он отмечал и своеобразие развития аномального ребенка, которое заключается в расхождении биологического и культурного процессов развития. Нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним законам и проходят те же стадии. Однако у аномального ребенка стадии растянуты во времени, и наличие дефекта обуславливает специфику каждого варианта аномального развития.

С точки зрения Л.С. Выготского, центральным положением дефектологии выступает то, что «всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации» вместе с органическим дефектом даны силы, тенденции, стремления к его преодолению или выравниванию.

Л.С. Выготский подчеркивал, что «всякий вопрос специального обучения есть в то же время вопрос специального воспитания в целом». Он отмечал, что дефект развития не доставляет ребенку психических страданий, пока окружающие не станут ему говорить о его дефектности, поэтому многие проблемы, связанные с проблемами развития ребенка носят социальный, а не биологический характер.

«В самом ребенке есть все для того, чтобы стать активным участником социальной жизни. Легенда о пониженном социальном инстинкте или «определенном понижении общественных импульсов» у умственно отсталого должна быть отставлена. Факт, что социальная личность отсталого ребенка ущербна и не развита. Но нигде социальный характер дефективности не обнаруживается с такой очевидностью, как именно здесь. Социальные последствия дефекта усиливают, питают и закрепляют сам дефект. Трудность понимания развития отсталого ребенка возникает из-за того, что отсталость бралась как вещь, а не как процесс. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка».

Исследуя проблему соотношения обучения и развития, Л.С. Выготский, пришел к выводу: обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие.

Он писал о том, что для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка, а ключ к своеобразию дает понимание «закона превращения минуса дефекта в плюс компенсации».

Эту же мысль осветил в своей работе «Черты из моей жизни» К.Э. Циолковский, который писал о том, что он стал талантливее своих братьев и сестер потому, что «они были нормальны и счастливы. Меня же унижала глухота, бедная жизнь и неудовлетворенность. Они подгоняли мою волю, заставляли работать, искать».

В настоящее время по-новому актуальны идеи Л.С. Выготского о необходимости включения детей с психофизическими нарушениями в практическую деятельность и во взаимодействие с нормально развивающимися сверстниками; о необходимости интеграции специального и массового образования, об инклюзивном образовании.

Основатель российской дефектологии как науки был убежден в том, «что человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».