РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ
© А.П.Семина, В.Г.Коновалова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2018 г.
Исследование направлено на выявление основных проблем в аэрокосмической промышленности в области образования, на поиск решения существующих проблем в кадровом обеспечении отрасли, а также на определение роли вуза в подготовке специалистов для аэрокосмической отрасли.
Для того, чтобы выпускники вузов становились высококвалифицированными специалистами, которые способны решать задачи совершенствования и развития, необходимо проанализировать связь между государством, организациями и вузами, а также выявить наиболее эффективные формы обучения [1].
Связь «вуз-организация» проявляется в проведении совместных конкурсов и конференций, культурно-массовых, профориентационных мероприятий, разработке и экспертизе образовательных программ и учебно-методических комплексов, участие предприятий в организации исследовательской и творческой работы студентов и преподавателей [2].
Целевое обучение осуществляется в рамках системы непрерывного профессионального образования «школа-ВУЗ-организация» с целью подготовки высококвалифицированных, профориентированных специалистов.
Целевое обучение интересно организациям, потому что:
– организация непосредственно участвует в образовательном процессе студента, тем самым может влиять на результативные качественные характеристики специалиста;
– имеет профориентированного студента, который потенциально заинтересован в профессиональной самореализации в рамках именно того направления, на котором он обучается, что может положительно сказаться на эффективности его работы в компании (организации);
– организация несет меньшие временные и ресурсные затраты на послевузовское образование выпускника.
Кроме того, целевое обучение интересно и профориентированной молодежи - выпускникам школ и ссузов, которые целенаправленно выбирают отраслевую специфику будущего образования – это более низкая стоимость образования, стипендиальная поддержка, гарантированное трудоустройство.
«Прикладное» образование. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение теоретических знаний, обучение специалистов с элементами практико-ориентированного обучения направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который проявляется как способность студента выполнять определенные действия и операции на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Таким образом, практика (учебная, производственная, преддипломная, научная и т.д.), интегрированная в процесс обучения студента в вузе, позволяет ему к концу обучения накопить достаточный опыт для того, чтобы приступить к исполнению профессиональных обязанностей в организации с наименьшими потерями времени и затратами средств со стороны работодателя на послевузовское образование.
Связь «вуз-государство»: организация работы по трудоустройству выпускников вузов на государственном уровне, стажировки в Правительстве Москвы, предоставление различных финансовых льгот и финансовая поддержка молодых специалистов со стороны государства.
Стоит отметить, что исследование и эффективное использование различных форм взаимодействия связки «вуз-организация - государство» позволит реализовать одну из ключевых задач развития образования: обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики в целом [3].
Литература
1. Семина А.П., Федотова М.А. Применение образовательных технологий в подготовке специалистов авиационной и ракетно-космической отраслей // Сборник НИРС МАИ-2016. – М.: Издательство "Перо", 2017. – С. 198-208.
2. Семина А.П. Инновации в управлении персоналом аэрокосмической отрасли // XLI Академические чтения по космонавтике. – М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2017. – С. 172.
3. Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И. Обучение персонала в современных компаниях: проблемы и новые направления. Московский экономический журнал. 2016. № 3. С. 33.
4. Семина А.П., Силантьева Е.А. Формы обучения студентов для ракетно-космической отрасли // Реформы в России и проблему управления – 2016. – М.: Государственный университет управления (Москва), 2016. – С. 332-334.