РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ, ПОСТУПАЮЩИХ ОТ ГРУППИРОВКИ МКА СЕРИИ «АИСТ»
© В.В.Салмин, И.С.Ткаченко, С.Л.Сафронов, И.В.Кауров, С.С.Волгин, М.А.Иванушкин, А.В.Крестина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2018 г.
В работе рассматриваются результаты обработки накопленной телеметрической информации, полученной с борта малых космических аппаратов серии «АИСТ». Аппараты серии «АИСТ» (совместный проект Самарского университета и АО «Ракетно-космический центр «Прогресс») были запущены на орбиту 19.04.2013 г. с космодрома Байконур и 28.12.2013 г. с космодрома Плесецк.
Приведены результаты использования данных о сбоях, отказах и аварийных ситуациях, происходивших на борту опытно-технологического малого космического аппарата серии «АИСТ» в течение их пятилетней эксплуатации. Последовательно изложены вопросы определения светотеневой обстановки и ее влияние на обеспечение энергобаланса. Рассмотрены факторы, влияющие на тепловой режим космических аппаратов, а также приведены результаты верификации методики наземной отработки системы обеспечения теплового режима.
На основе анализа телеметрической информации, предложен алгоритм для оценки энергобаланса, позволяющий повысить эффективность систем электропитания МКА за счет моделирования условий светотеневой обстановки. Определено минимальное значение ёмкости аккумуляторной батареи за каждые сутки полета, позволяющее судить о глубине разряда в течение срока эксплуатации МКА.
С помощью данных телеметрических измерений, формируемых командно-управляющей навигационной системой, проведена оценка срока баллистического существования аппаратов, функционирующих на орбитах с различными параметрами («АИСТ» № 1 – высота околокруговой орбиты 575 км, наклонение 64,9º; «АИСТ» № 2 – высота околокруговой орбиты 625 км, наклонение 82,4º).
Анализируя накопленный объем телеметрической информации, были установлены причины возникновения аварийных ситуаций, разработаны деревья отказов, уточнены штатные алгоритмы парирования аварийных ситуаций, позволившие повысить срок активного существования МКА, а также составлены рекомендации по улучшению бортовой аппаратуры МКА «АИСТ-2Д».
Кроме того, в результате анализа аварийных ситуаций, причиной которых стала деградация аккумуляторной батареи, были составлены рекомендации для группы управления МКА серии «АИСТ», позволившие уточнить регулярную процедуру оценки энергобаланса на борту МКА, что привело к снижению количества аварийных ситуаций такого рода.