СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЬЮ КАК ЕДИНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЬЮ КАК ЕДИНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

© Н.Б.Бодин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2018 г.

Российская экономика стремится обрести устойчивость, а факторы роста, связанные c передовыми разработками и научными решениями, создают условия ее выхода на новый уровень развития. Однако, российская экономика столкнулась с экономическими вызовами, неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, санкциями, в том числе в отношении наукоемких отраслей.

Космические технологии и услуги исторически вносят значительный вклад в научно-технический прогресс, обеспечивая повышение темпов экономического развития нашей страны и конкурентоспособность России в международном разделении труда.

В условиях рыночной экономики космическая отрасль стала испытывать трудности в связи институциональными реформами, нарушившими сложные производственные цепочки взаимосвязей. Поэтому руководство отрасли вынуждено уделять больше внимания не научно-техническим проблемам развития отрасли, а согласованию интересов участников производственного процесса для поддержания стабильного развития отрасли, от которой во многом зависит укрепление обороны страны, обеспечение безопасности государства, престижа государства в мировом сообществе. Основную свою задачу руководство отрасли видит в повышении эффективности управления космической деятельностью посредством внедрения нового типа управления космической отраслью в форме госкорпорации. Это дает возможность реализовать системный подход к управлению отраслью, исходя из необходимости выполнения заказов конечных потребителей, включая расширение присутствия космической отрасли на мировом космическом рынке, и построить информационную платформу для согласования показателей «затраты-выпуск» всей производственной цепочки, что значительно повысит эффективность управления отраслью.

В мировой практике используются различные модели управления в крупных корпорациях. Практическое применение этих моделей и IT-технологий в Российской Федерации позволяет автоматизировать отдельные бизнес-процессы, но не согласовывать производственные взаимосвязи для повышения эффективности управления отраслью. Здесь требуется разработка экономико-математической модели (ЭММ) управления наукоемкой отраслью, учитывающей национальные особенности хозяйствования, что позволит более эффективно использовать производственный и инновационный потенциал российских предприятий, в том числе в целях обеспечения выпуска конкурентоспособной и экспортно-ориентированной гражданской продукции, доля которой к 2030-му году должна составить не менее 50 процентов от общего объема производства на базе единой информационной платформы.

Дальнейшее развитие космической отрасли должно основываться на собственном технологическом потенциале, разработке системы управления отраслью как единым предприятием в целях обеспечения выполнения ГОЗ и коммерческих заказов, реализации собственных проектов, развития международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности, сохранения интересов государственного собственника.

Создание ЭММ управления космической отраслью, в том числе проектом, предприятием, интегрированной структурой, на основе методов экономической кибернетики позволяет разрабатывать в России собственные сквозные технологии цифровой экономики и единые информационные платформы для управления отраслью, встроенные в информационную платформу национальной экономики. Таким образом может быть реализована государственная стратегия по превращению IT-индустрии в одну из ключевых экспортных отраслей России.

В процессе разработки экономической модели управления наукоемкой отраслью, на примере космической отрасли, проявилась ее внутренняя, российская, организационно-экономическая особенность, выразившаяся в необходимости рассмотрения двух типов управления по двум разным экономическим моделям, когда отрасль (интегрированная структура, предприятие):

– во-первых, создает продукцию в рамках ГОЗ и коммерческих заказов за счет средств заказчика;

– во-вторых, создает собственную продукцию и реализует собственную рыночную стратегию за счет собственных и заемных средств.

Разработка экономической модели управления космической отраслью позволила:

– выявить негативные тенденции в управлении отраслью и предложить способ их решения;

– предложить способ синхронизации функций государственного заказчика и исполнителя при соблюдении условий единой экономической политики;

– создать основу разработки собственных IT-технологий и элементов цифровой экономики для автоматизации управления и адресного применения зарубежного опыта.

С начала 90-х годов специалисты в области IT-технологий пытаются решать задачу автоматизации отдельных сторон хозяйственной деятельности наукоемких отраслей и предприятий, используя зарубежные IT-технологии, которые являются «зеркалом» экономических моделей управления бизнесом зарубежных корпораций и могут применяться только в интересах собственных коммерческих проектов. При этом, ими не берется во внимание, что в основе хозяйственной деятельности таких отраслей и предприятий лежит другая экономическая модель, связанная с выполнением внешних заказов (ГОЗ, коммерческие заказы).

Автоматизация тех или иных хозяйственных процессов с помощью IT-технологий должна начинаться с постановки экономических задач и создания экономических моделей (для определения состава элементов и взаимосвязей между ними) – Этап 1, и математического описания экономической модели (ЭММ) в виде системы математических алгоритмов, реализующих постановку экономической задачи этапа 1 с процедурами корректировки (взаимодействие прямых – от заказчика и обратных связей – от исполнителя). В этом процессе активно участвуют инженеры- экономисты и математики – Этап 2.

После описания этапа 2 в виде системы математических алгоритмов можно переходить к Этапу 3 - задаче автоматизации, т.е. создание на базе ЭММ информационной платформы (ИП), организующей потоки исходных данных, их хранение и анализ, обработку и контроль для повышения эффективности управления отраслью с помощью современных информационных технологий (ИТ) (Big Data, Облачные технологии, Blockchane, др.).

Поручение Президента Российской Федерации по внедрению цифровой экономики в разные сферы деятельности, в том числе промышленности, и автоматизации касаются одновременно всех специалистов: инженеров-экономистов - постановка экономических задач, создание экономической модели; инженеров-экономистов и математиков - разработка ЭММ в виде системы алгоритмов; математиков и специалистов ИТ - разработка ИП для автоматизации управления отраслью.

Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» содержит работы, которые характерны для Этапа 3, выполняемые специалистами в области IT-технологий. В настоящее время не предусматриваются в действующих ФЦП мероприятия, связанные с постановкой экономических задач и созданием экономической модели (Этап 1), разработкой динамической экономико-математической модели (Этап 2). Поэтому является целесообразным рассмотреть вопрос по формированию еще одной федеральной целевой программы для внедрения единой национальной информационной платформы (НИП) на базе ЭММ для повышения эффективности управления проектом и кооперацией, предприятием, интегрированной структурой, отраслью в целом.

Результаты системных работ должны создавать информационную основу совершенствования учебного процесса и специализированных программ подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий наукоемких отраслей, развития российской научной школы.