СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА НА НАУКОЁМКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА НА НАУКОЁМКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

© М.В.Данильченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2018 г.

Развитие персонала является одним из ключевых направлений управления современным наукоемким промышленным предприятием и представляет собой целенаправленное обеспечение роста компетентности его работников.

Наукоемкое промышленное предприятие (НПП) – производители промышленной продукции, применяющие высокие технологии, использующие высококвалифицированный персонал и имеющие конструктивную сложность продукции, на создание которой до 20% затрат идет на выполнение НИОКР.

Анализ динамики состояния кадрового потенциала современных НПП указывает на основные тенденции обеспечения развития персонала:

– переход на многоступенчатую систему образования;

– внедрение дистанционных форм обучения;

– развитие метода дуального образования.

Переход на многоступенчатую поэтапную систему образования, обусловленный принятием ФЗ № 217, привел к необходимости перестройки системы подготовки кадров на НПП. В ее основе положена разработка образовательных и профессиональных стандартов с учетом современных требований производства.

В настоящее время успешно реализуются государственные программы подготовки кадров, охватывающие широкий спектр профессиональных компетенций. Вместе с тем, с целью повышения инновационной активности современных НПП возникает потребность в постоянном развитии персонала в специальных областях знаний. Это касается изменений интеллектуальной среды, связанной с перспективными направлениями развития науки и техники: информатикой, робототехникой, материалами и т.д. Тенденции развития промышленности требуют координации эффективного взаимодействия руководителей и специалистов и разработки моделей организационно-технического развития предприятия в целом.

Применение метода программно-целевого планирования на основе оценки текущего состояния и прогнозирования спроса на кадровые потребности позволяет НПП самостоятельно организовывать образовательные операции девелопментского характера. В этом случае образовательные функции осуществляются учебными центрами «умного обучающего предприятия», которые реализуют стратегию управления персоналом по требованиям и адаптацию предприятия к изменениям окружающей среды.

Методология инновационного развития НПП на основе управления кадровым потенциалом может быть распространена на региональный (отраслевой) уровень. В этом случае объектом исследований выступает организационно-экономический комплекс, включающий совокупность НПП и систему региональных (отраслевых) центров подготовки персонала.