СРАВНЕНИЕ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРАВНЕНИЕ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© С.В.Володин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2018 г.

Анализируется деятельность сопоставимых по количеству персонала корпораций Boeing (150,5 тыс. чел.) и публичного акционерного общества Объединенная авиастроительная корпорация (96,8 тыс. чел.). Использованы данные из годовых отчетов корпораций и СМИ за 2016 год, т.к. данные за прошлый год еще не полностью опубликованы. Ключевой задачей является сравнение производительности труда – в идеале – по средней валовой добавленной стоимости на одного сотрудника корпорации в год. Однако практически это весьма затруднительно, т.к. подобная статистика, как правило, не публикуется, а нередко и не ведется. Используя данные официальных сайтов, включая размещаемую на них годовую отчетность и заключения аудиторов, становится возможным приближенно оценить производительность труда в финансовом и материальном выражении.

В первом случае основные проблемы сравнения заключаются в корректном использовании сопоставимого валютного курса –среднегодовой курс Центробанка РФ в указанный период составлял 66,83 руб/$, а по паритету покупательной способности (ППС) по данным Федеральной службы государственной статистики он был равен 23,89руб/$, т.е. выше в 2,8 раза. Следует отметить определенную спекулятивность понятия валютного курса по ППС, который в оценках различных ведомств и экспертов имеет большой разброс значений в зависимости от того, для каких целей используется. Так, при оценке ВВП часто используется завышенный курс руб/$ по ППС, что приводит к завышению ВВП в долларовом исчислении. Однако во межстрановых сравнениях отраслей и корпораций понятие ППС следует использовать с осторожностью. Например, к приобретению импортной компонентной базы, входящей в состав и влияющий на себестоимость финальной продукции, данный валютный курс не имеет никакого отношения.

В случае материального выражения производительности труда корпораций проблема сопоставления результатов заключается в различной структуре финальной продукции и степени диверсификации. Для корпорации Boeing выпуск авиационной продукции является крупным, но не единственным бизнесом, включающего подразделения Commercial Airplanes; Defense, Space and Security; Global Services. По различной информации доля авиационной продукции Boeing составляет от 61% до примерно 74% (возможно, в разные годы). По ОАК подобные данные не опубликованы, но очевидна более низкая диверсификация, т.е. меньшая доля неавиационной составляющей.Также большое влияние оказывают особенности факторов, влияющих на ценообразование (структура затрат, жизненного цикла изделий и т.п.).

Основные результаты деятельности Boeing за 2016 г.: выручка 94,6 $ млрд прибыль 4,9 $ млрд (валовая рентабельность 5,2%); выпущено 748 гражданских,44 военных самолетов и 115 вертолетов. За этот же период выручка ОАК составила 417 млрд руб. при прибыли 11 млрд руб (рентабельность 2,6%) и выпуске 37 гражданских, 7 опытных и 98 военных самолетов. Таким образом, в финансовом выражении производительность труда (выручка на одного сотрудника в год) в долларовом исчислении различается примерно в 3,5 раза по ППС и в 9,7 раз по курсу Центробанка. В материальном выражении производительность труда (точнее – трудоемкость производства) может быть приближенно определена как количество сотрудников, необходимое для выпуска единицы продукции. Здесь разница составляет 4,3 раза в пользу Boeing, и эта величина представляется несколько более обоснованной в отличие от некоторых оценок СМИ, по которым разница в производительности зарубежных и российских аэрокосмических корпораций оценивалась до 15-20 раз. Для сокращения отставания производительности в 2 раза в течение 15 лет производительность труда в ОАК должна расти примерно на 5-6 процентных пунктов в год быстрее, чем в зарубежных корпорациях.

Интересным фактом оказалась близость относительной доли зарплаты в выручке рассматриваемых корпораций (порядка 13% для Boeing и примерно 14% для ОАК), естественно при существенной разнице в абсолютном выражении.