ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АКАДЕМИКА В.П. ГЛУШКО. К 110-Й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

© И.А.Арбузов, П.С.Левочкин, В.К.Чванов, В.С.Судаков, В.Ф.Рахманин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2018 г.

Глушко Валентин Петрович (1908-1989) – основоположник отечественных жидкостных ракетных двигателей, главный конструктор ОКБ реактивных двигателей (1944-1946), главный конструктор ОКБ-456 (1946-1967), главный конструктор КБ Энергомаш (1967-1974), генеральный конструктор НПО "Энергия" (1974-1989). Член ЦК КПСС (1976-1989). Член-корреспондент АН СССР (1953), академик АН СССР (1958). Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской (1957), дважды лауреат Государственной премии СССР (1967, 1984). Кавалер пяти орденов Ленина, Золотой медали К.Э. Циолковского АН СССР, почетный гражданин городов Казани, Калуги, Ленинска, Одессы, Приморска, Химок, Элисты.

Жизнь и деятельность В.П. Глушко – пример гражданского и научного подвига. Незаурядность В.П. Глушко как личности проявилась уже в юные годы, когда под влиянием произведений Жюля Верна, работ К.Э. Циолковского и переписки с ним Валентин определил основную цель жизни – осуществление межпланетных полетов. Вот слова юного Глушко, написанные им Циолковскому в 1924 году: "Относительно того, насколько я интересуюсь межпланетными сообщениями, я Baм скажу только то, что это является моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела". Глушко оставался верным этому решению всю свою творческую жизнь.

Глушко начинает свои практические работы в ГДЛ в 1929 году с разработки лабораторных модельных ЖРД, получивших наименование ОРМ (опытный ракетный мотор), объединяющее все семейство двигателей разрабатываемых Глушко в 30-х годах.

После создания РНИИ Глушко возглавил там сектор по разработке ЖРД на азотно-кислотном топливе. За время работы в РНИИ с января 1934г. по март 1938г. под руководством Глушко была спроектирована серия двигателей от ОРМ-53 до ОРМ-102, из них наибольшую известность получил ОРМ-65. Этот двигатель предназначался для крылатой ракеты "212" и ракетоплана РП-318 конструкции Королева.

В годы войны Глушко были разработаны двигатели РД-1 и РД-1Х3 как вспомогательные ускорители для боевых самолетов.

После окончания Великой Отечественной войны В.П. Глушко побывал в Германии, изучая трофейную военную технику. В короткий срок было выполнено задание правительства воспроизвести из отечественных материалов двигатель ракеты А-4 и создать техническую основу для проектирования новых двигателей. За разработку двигателя РД-103М для ракеты Р-5М Глушко в 1956 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

А далее шла разработка двигателей для межконтинентальной ракеты Р-7. За успешную разработку двигателей ракеты Р-7 Глушко после запуска первого спутника Земли был удостоен звания лауреата Ленинской премии. В 1961г. за заслуги в создании образцов космической техники, обеспечившей полет Гагарина, ему вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Следует особо отметить и работу над двигателем РД-253 для первой ступени РН «Протон» – это был первый мощный ЖРД на долгохранимых компонентах топлива, разработанный по схеме с дожиганием окислительного газа.

Много внимания уделялось и разработке двигателей на долгохранимых компонентах топлива для боевых ракет: здесь особо выделим двигатели первой и второй ступеней для нового боевого ракетного комплекса Р-36,

С 1948 года до 1974 года, когда Глушко стал генеральным конструктором и директором НПО "Энергия", под его руководством в КБ Энергомаш были разработаны и сданы в эксплуатацию высокоэффективные двигатели, установленные на 19 боевых ракетах, причем на 7 из них на I и II ступенях, и на 15 космических ракетах, из них на девяти на I и II ступенях.

В НПО «Энергия» Глушко предложил применить на практике разработанный им принцип создания ряда космических ракет с использованием унифицированного модульного двигателя. Этот метод удалось реализовать при создании ракеты-носителя тяжелого класса "Энергия" и легкого класса "Зенит", на первых ступенях которых были установлены соответственно 4 двигателя РД-170 и один двигатель РД-171. Идея создания этих двигателей принадлежит Глушко, разработаны под непосредственным техническим руководством В.П. Радовского. Тяжелейшая работа увенчалась успехом: сначала в апреле 1985г. прошло первое летное испытание РН "Зенит", а затем первая ступень этой ракеты, являющаяся по технической сути блоком "А" РН "Энергия", успешно отработала при двух полетах РН "Энергия" в мае 1987г. и ноябре 1988г.

Создание РН "Энергия" и "Зенит" должно было стать началом разработки последующего ряда космических ракет. В планах НПО "Энергия" стояла разработка ракеты среднего класса "Гроза" с двумя двигателями РД-170, а также сверхтяжелого класса "Вулкан" с восьмью двигателями РД-170. Велись также проектные разработки для будущих исследований Луны и планет Солнечной системы.

Валентин Петрович Глушко скончался 10 января 1989 г. Его детище - универсальная ракетно-космическая система "Энергия-Буран" – без своего создателя больше полетов не совершала.