ВЫБОР ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ
© А.Е.Казачинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.
В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. В соответствии с этим провозглашена задача – формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
В настоящее время многие молодые люди увлечены космонавтикой. Какую космическую профессию сегодня можно выбрать, если космонавтом стать не получается? Рассмотрим некоторые из них.
Развитие космотуризма ведет за собой и сильное развитие инфраструктуры в космосе. Начнут появятся десятки гостиниц, научные и исследовательские станции, колонии, поселения, военные базы, производственные комплексы. Перед человеком появится выбор, который часто так не хочется совершать самому, верно? Поэтому профессия «Менеджер космического туризма» станет актуальной уже после 2020 года с развитием коммерческих космопутешествий.
Космобиолог – специалист, исследующий поведение биологических систем в условиях космоса.
Инженер-космодорожник – специалист, обслуживающий околоземную транспортную сеть и отвечающий за разработку коридоров транспортных потоков (как рейсы на орбиту, так и трансконтинентальные перелеты по баллистическим траекториям) и синхронизацию запусков/пусков на Земле (при росте числа запусков, с учетом многократного увеличения количества объектов, находящихся на орбите).
Проектировщик жизненного цикла космических сооружений – специалист по проектированию сооружений в условиях открытого космоса (околоземных станций и станций на Луне и астероидах). За последние пятьдесят лет в космическом пространстве сменились десятки орбитальных станций, ведь у них есть определенный «срок годности», и они не могут работать вечно. Также остро стоит вопрос утилизации сооружений. «Космический мусор» может повредить спутники и станции на околоземной орбите. Задачей проектировщика жизненного цикла космических сооружений как раз и является решение проблем утилизации и пересборки космических аппаратов. Наиболее актуальна такая профессия будет для обитаемых станций на Луне, других планетах и даже астероидах, куда доставлять новые материалы и запчасти довольно проблематично. Профессия появится до 2020 г.
Космический психолог – Среди множества врачей, фактически каждую минуту следящих за состоянием здоровья команды космического аппарата на разных стадиях полёта, в космических центрах есть и психологи, обеспечивающие стабильное психическое состояние членов экипажа. Работа космического психолога заключается в том, чтобы формировать команды и космические миссии из психологически устойчивых и психически совместимых друг с другом людей, консультациях экипажей до, во время и после полёта, а в некоторых случаях — принятии мер помощи космонавтам, чтобы сохранить их психическое здоровье во время пребывания на борту.
Космический гид – согласно прогнозам, одной из самых популярных и нужных космических специальностей может стать космический гид.
В настоящее время разрабатываются проекты, предполагающие исследования планет, например, МАРС-500. Беспилотные исследования будут нуждаться в специалистах разных направлений: робототехнике, космической геологии, космобиологии, асторономии и др.
Автором предоставлена презентация «Космические профессии» для использования на школьных уроках профориентации.