ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© А.Е.Сорокин, О.А.Афонина, И.Е.Кириченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2018 г.

В условиях все возрастающий антропогенной нагрузки на окружающую среду (ОС) необходимо принять эффективные меры, направленные на уменьшение воздействия деятельности предприятий ракетно-космической техники (РКТ) на ОС путем внедрения Системы экологического менеджмента (СЭМ), как неотъемлемой составной части современной системы управления.

СЭМ – часть системы менеджмента, используемая для осуществления менеджмента ее экологических аспектов, выполнения обязательств по соблюдению и реагированию на риски и возможности.

К важным экологическим аспектам РКТ относятся эмиссии загрязняющих веществ (ЗВ) в воздух, сбросы в водные ресурсы, на землю в районе отделяющихся частей РКТ, повышенный уровень шума, электромагнитного, ионизирующего, теплового излучений, разрушение озонового слоя, выпадение кислотных осадков, использование сырьевых и энергетических ресурсов, управление отходами, - это далеко не полный перечень проблем, решаемых внедрением СЭМ, которую в настоящее время рассматривают как исторически важное событие XX века. В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро подчеркивалось, что «СЭМ следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства», т.е. продукция РКТ должна соответствовать требованиям 180 14001-2015 «Системы экологического менеджмента - требования и руководство по применению».

Внедрение СЭМ направлено на уменьшение негативной нагрузки на ОС, на повышение производственной и технологической дисциплины, экономии сырьевых и энергетических ресурсов, уменьшение величины экологического ущерба, причиняемого атмосфере, водным и земельным ресурсам, почве, сокращению экологических платежей, расширение рынка сбыта экологически чистой продукции (на 3-4%), уменьшение штрафов, налагаемых за нарушение природоохранного законодательства. Важны также повышение имиджа РКТ, в глазах общественности, законодательных органов, поставщиков, персонала РКТ и возрастающей инвестиционной привлекательности РКТ.

Сейчас происходит активизация внешнеторговой деятельности в РФ и необходим учет предприятиями РКТ мировых тенденций внедрения СЭМ.