ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

© А.Б.Дорошенко, М.В.Трофимчук
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2018 г.

Современное воздушное судно (ВС) является сложной и наукоемкой системой, работа которой сопровождается генерированием значительного объема информации. Очевидно, что дальнейшее развитие авиационной техники (АТ) будет сопровождаться устойчивым как количественным, так и качественным ростом диагностической информации. Возможности существующей вычислительной техники позволяют парировать информационно-диагностический бум, упростив решение задач, связанных с обработкой указанной информации на протяжении всего жизненного цикла ВС. При этом, необходимо учитывать, что обработка информационных потоков такого объема, в свою очередь предъявляет соответствующие требования к организации процессов получения, хранения и максимально эффективного использования этой информации.

Нормативная документация определяет техническое состояние АТ как некоторую совокупность свойств объекта, которые изменяются в процессе эксплуатации. Данные изменения могут быть описаны в каждый момент времени согласно признакам, которые установлены технической документацией на этот объект.

Такими признаками для АТ являются данные, собираемые в процессе контроля параметров различными устройствами. Условно все эти данные можно разделить на две категории:

– данные, характеризующие работу авиатехники в полёте;

– данные, получаемые в процессе выполнения инструментального контроля на земле.

При этом наблюдается отсутствие общей базы данных, которая содержала бы весь объем собираемой в процессе эксплуатации и подлежащей анализу информации.

Внедрение современных стратегий и программ технического обслуживания АТ невозможно без наличия информации об эффективности их влияния на техническое состояние. Получение полной и качественной информации масштаба реального времени возможно лишь при наличии постоянного мониторинга текущего технического состояния АТ. На основании анализа этой информации могут быть оценены тенденции изменения АТ в процессе эксплуатации, а также выданы прогнозы. Кроме того, результаты такого мониторинга могут быть использованы в интересах анализа логистической поддержки системы информационно-логистической поддержки [1,2].

Для решения вышеуказанных задач целесообразно создание информационно-диагностического центра (ИДЦ), главной задачей которого являлось бы проведение постоянного мониторинга эксплуатации ВС.

Содержанием мониторинга должно стать проведение комплексного анализа диагностической информации о техническом состоянии всего парка АТ. В процессе работы ИДЦ должно обеспечиваться решение следующих задач:

– сбор информации;

– ввод и обработка;

– хранение информации;

– интеллектуальный и оперативный анализ полученной информации;

– выдача результатов анализа (создание отчетов, выдача прогнозов и рекомендаций).

Таким образом, непрерывное информационное обеспечение эксплуатации АТ возможно лишь при тесной координации всех участников жизненного цикла изделия. Хранилищем информации для реализации координированного сотрудничества должен стать ИДЦ, внедрение которого позволит осуществлять полноценную эксплуатацию при минимальных материальных затратах

Литература

1. ГОСТ Р 53394-2017. Интегрированная логистическая поддержка. Термины и определения. M.:Стандартинформ, 2017.–20 с.

2. ГОСТ Р 53392-2017. Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Основные положения. M.:Стандартинформ, 2017.–20 с.