ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАДАЧА КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАДАЧА КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАДАЧА КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2018 г.

Ориентир на саморазвитие обучающихся сегодня декларируется ведущими образовательными документами РФ, в числе которых: Закон РФ «Об образовании», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) и др. В материалах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что сегодня важное внимание должно уделяться воспитанию в детях умения совершать правильный выбор, формированию позитивных жизненных ориентиров и планов. Воспитание свободной личности, готовой нести ответственность за свои поступки, мысли и действия выступают сегодня в качестве важных задач современного образования. Личность, готовая к свободному выбору и несению за него ответственности, способна к самоизменениям, а также внести изменения в устройство общества, мира, планеты в целом.

Свобода неразрывно связана с ответственностью личности, эти категории взаимосвязаны и выступают одними из основополагающих дефиниций педагоги свободы (О.С. Газман), концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк; Т.Б. Гребенюк), теории педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), теоретических основ экзистенциальной педагогики (О.С. Гребенюк; Т.Б. Гребенюк, М.И. Рожков) и экзистенциальной психологии (В.Н. Дружинин), психологической теории преодоления (Р.Х Шакуров), подробно представлены в философии экзистенциализма (Ж.П. Сартр, А.Камю, Ю.Хабермас, К.Ясперс, В.Франкл), а также в контексте философско-педагогических идей русского космизма (В.И. Вернадский, В.Н. Вентцель, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров, Н.Г. Холодный и др.).

Идея формирования ответственности имеет отечественные истоки, ее предвосхитили представители философии русского космизма: Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, В.С. Соловьёв, Н.К. и Е.И. Рерих, Н.Ф. Фёдоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др. Главная особенность русского космизма состоит не в созерцательном отношении человека к Земле и Вселенной, а в формировании его активной позиции, поскольку человек призван творчески и ответственно преобразовывать этот Мир.

Именно в рамках русского космизма в начале XX века зародилось понимание ответственности разума за разрешение противоречий между человеком и человечеством, человеком и природой. Человек - созидатель, а не разрушитель, поэтому космистами всегда утверждался приоритет нравственного воспитания. Совершенствование и саморазвитие человека, по мнению русских ученых-космистов, является основной задачей педагогики.

Предвидя кризисные отношения человека и природы, человека и общества, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, В.С. Соловьёв, Н.К. и Е.И. Рерих, Н.Ф. Фёдоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др. заговорили о смене техногенной парадигмы развития цивилизации на антропокосмическую, о планетарном мышлении, о ноосферном сознании, о космическом воспитании и проблеме формирования глобальной ответственности человека. Они одни из первых в мире пришли, с одной стороны, к осознанию огромной силы научного разума и порожденной им техногенной цивилизации, резко отделившей и даже противопоставившей этот разум миру природы и космоса.

Изучение идей отечественных ученых-космистов, их педагогизация и воплощение в образовательной практике может внести существенный вклад не только в развитие педагогической мысли, но и решении задач, с которыми столкнулось современное образование и цивилизация в целом

Несомненная востребованность мировоззренческих идей русского космизма в педагогической науке привела к тому, что в настоящее время на их основе начинают формироваться целые педагогические направления, в частности, «ноосферное образование» и «гуманная педагогика». В настоящее время существует немало интересных разработок, базирующихся на философско-педагогических идеях русского космизма (Боровская ноосферная муниципальная школа-лицей, детский сад «Семицветик» (Троицк), «Школа Жизни» Ш. А. Амонашвили, воскресная школа-студия при Хмельницком культурно-просветительском центре им. Н. К. Рериха, Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги) и в разной степени их реализующих.