ЗНАЧЕНИЕ «КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОСМОЦЕНТРА ФГБУ «НИИ ЦПК ИМ. Ю. А. ГАГАРИНА»
© Г.А.Васильева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2018 г.
«Космическую педагогику» К.Э. Циолковского, в основе которой лежат благородные национальные и общечеловеческие духовные ценности, можно характеризовать как нравственную систему передачи духовного опыта и знаний, основанных на любви человека к человеку, на стремлении к достижению счастливой жизни для каждого на Земле и в бесконечно продолжающейся жизни в космосе.
Высказывая мысль о совершенствовании человека в его космических связях, К.Э. Циолковский считал, что этому во многом будет содействовать образование, когда на определенном этапе развития и истинного знания человек включится в преобразовательную деятельность космического разума.
В настоящее время, когда космические путешествия, о которых мечтал и над осуществлением которых работал Циолковский, стали «обычным» фактором действительности, когда происходит интенсификация космических исследований, создаются принципиально новые основы взаимоотношений людей в космосе, устанавливается нравственная правомерность технических космических экспериментов, усложняются требования к профессиональной подготовке космонавтов, к их подбору и обучению – все это показывает актуальность разработки К.Э. Циолковским проблем именно космической педагогики, космической этики и морали, нравственности будущих покорителей космоса.
Формирование определенной образовательной среды, способствующей подготовке молодого человека к принятию самостоятельных решений, эффективной реализации себя в поиске, планировании, выборе и устройстве профессиональной карьеры, учитывая перспективы не только материального благополучия, но и индивидуально-личностного развития позволит активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся и молодежи.
В 2012 году в ЦПК имени Ю.А. Гагарина стартовал государственный проект «профориентации молодежи в космической отрасли» – «Космоцентр». Инновационное значение Космоцентра заключается в создании образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Уникальность Космоцентра в том, что он является интегрированным комплексом специально созданных педагогических условий для изменения субъективной позиции ее участников и характеризуется обширностью, интенсивностью, осознанностью, эмоциональностью, динамичностью и открытостью.
В ходе работы Космоцентра была организована среда, которая способствует профессиональному самоопределению школьников, студентов и обладает необходимыми характерными признаками и соответствующими компонентами.
Образовательная среда Космоцентра основана с учетом следующих педагогических принципов: целостности, универсальности, интегрированности, открытости, многоаспектности и субъективности. Все они взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс, придающий образовательной среде Космоцентра определенную устойчивость и одновременно открывающий ее динамические возможности [1, с. 44]. Очень важно, что этот комплекс предусматривает активное включение учащихся и молодежи в деятельность, создавая предпосылки для их самоорганизации, саморазвития и самоопределения [2, с. 91].
Образовательная среда Космоцентра имеет чёткую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов. При этом каждый компонент представляется, как «некая заданность эталонных предписаний для формирования определенных качеств личности» [3, с. 143].
Нами выделены три компонента: организационно-дидактический, социальный и информационный.
Организационно-дидактический компонент образовательной среды Космоцентра включает в себя содержание образовательного процесса; характеризует его интенсивность и обширность. Мы полагаем, чем больше разноплановых составляющих будет содержать данный компонент, тем больше возможностей будет у учащихся и студентов профессионально самоопределиться. Обогащая содержание образования, создавая новые программы, модифицируя уже существующие тематические программы, мы тем самым расширяем спектр средств, помогающих учащимся в выборе будущей профессии.
Следующий компонент – социальный. Выделение этого компонента основано на понимании среды как социального пространства, как источника приобретения учащимся опыта социальных отношений [5, с. 8].
Важный компонент образовательной среды Космоцентра – информационный. Он включает информационные ресурсы, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей и интересов учащихся и студентов, приобретение знаний и умений для осуществления осознанного выбора профессии. Данный компонент включает разнообразные предметы Интернет, библиотеку, информационно-рекламные космические объекты, профинформирование, профильную и профессиональную ориентацию и т.д., каждый из которых несет определенную, профессионально-значимую информацию и служит для формирования у учащихся и студентов системы профессионально значимых знаний.
Таким образом, нами разработана и теоретически обоснована модель образовательной среды Космоцентра, имеющая четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов, с учетом их полноты достаточности. Разработанная модель включает субъектов образовательной среды и три компонента: социальный, информационный, организационно-дидактический. Каждый из выделенных компонентов, на наш взгляд, направлен на формирование определённых (в том числе, нравственных) качеств личности и активизирует процесс профессионального самоопределения учащейся молодежи. Однако, следует заметить, что в настоящее время в Космоцентре проводится большая работа по оценке эффективности реализации модели образовательной среды. Выделяются соответствующие критерии и показатели, обеспечивающие высокий уровень эффективности Космоцентра по профессиональному самоопределению школьников в космической сфере.
Литература
1. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: сборник статей разных лет. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.;
2. Мазур М.И. Образовательная среда школы как средство реализации интеллектуального потенциала учащихся: дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 2006.;
3. Панов В.И. Психолого-педагогические модели образовательной среды //Третья Российская конференция по экологической психологии: тез. докл. – М., 2003.;
4. Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды //Директор школы. – 2008.-№6.;
5. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения /Под редакцией А.Л. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2010. 6. Информационный источник: http://www.gctc.ru/