ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА: АКТИВНОЕ ХРИСТИАНСТВО ИЛИ РУССКИЙ КОСМИЗМ: К ИСТОРИИ ПОНЯТИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ТРАДИЦИИ ХХ В.. PHILOSOPHY OF COMMON TASK: ACTIVE CHRISTIANITY OR RUSSIAN COSMISM.TO THE HISTORY OF CONCEPTS IN RUSSIAN SCIENTIFIC HISTORY XXS CENT.

© Д.В.Барановский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ «Н. Ф. Фёдоров. Энциклопедия с онлайн-версией». Проект №18-011-00953а.

Аннотация: В современной научной литературе закрепилось понятие «русский космизм», под которым подразумевают совокупность учений, теорий и концептов, объединенных общей идеей – восприятием человека в контексте космических процессов с взаимным влиянием как космических процессов на человека, так и антропного фактора на космос. Как альтернативу «русскому космизму» можно выделить разработанное С.Г. Семёновой понятие «активное христианство». Мы рассмотрим оба понятия в их исторической и содержательной характеристиках. Новизну исследования составляет выявление антропологического содержания двух понятий.

Ключевые слова: русский космизм, активное христианство, активная эволюция, философия общего дела, философия в СССР.

Abstract: Two concepts are enshrined in the Russian scientific tradition – Russian cosmism and Active Christianity. Russian cosmism is assaciated with the general idea: the influence of cosmic processes on man and man to the cosmos. Active christianity is an alternative concept developed by S. Semenova in 1970 –1990s. Historical and conception roots of these concepts are analyzed in the article.

Keywords: russian cosmism, active cristianity, active evolution, philosophy of common task, ohilosophy in the USSR.

Русский космизм как направление отечественной мысли XIX–XX-го вв. был идентифицирован в 1970–1990-е гг. в СССР, хотя понятие появилось раньше – предположительно, в конце 1960-х гг. [1; 6] Согласно опубликованным работам, философско-антропологические проблемы русского космизма 1960–1980-х гг. – это преимущественно проблемы освоения космического пространства. Русский космизм в отечественной науке с 1990-х гг. прочно ассоциируется с философией Н.Ф. Фёдорова, которого именуют родоначальником этого направления [7, с. 8].

Понятие «активное христианство» в отношении философии общего дела было разработано С.Г. Семёновой в 1970–1980-е гг. и заключается, по её собственному выражению, в «богословии как богодействии», когда «Божественная воля действует… через человека, разумно-свободное существо, через единую соборную совокупность человечества» [8, с. 72]. Этот подход к учению Н.Ф. Фёдорова отсылает нас в XIX в. и к контексту русской религиозно-философской мысли, в которой формы рациональности были связаны с религиозной картиной мира, а следовательно, и философско-антропологический посыл также имел религиозную основу. Особенности религиозного характера философии общего дела были предметом дискуссий [4; 9], однако само наличие философии общего дела в религиозно-философском дискурсе говорит о присутствии в ней религиозного типа рациональности.

«Космизация» философии общего дела начала происходить в 1950–1960-е гг., когда философия общего дела начинала восприниматься как предшествующая эре космической мысли [2; 3].

Как мы видим, центральным отличием понятия «активного христианства» от «русского космизма», если возводить их оба к философии общего дела, является богословский аспект антропологии. Подчеркнем, что речь идет о понятии «русский космизм» в период его появления и становления – 1960–1980-е гг. Достоверным источником отношения русских космистов и теоретиков этого понятия к теологической составляющей могут стать рукописи, машинописи и личные архивы. При обнаружении соответствующих сведений может быть поставлен вопрос о синонимичности терминов «русский космизм» и «активное христианство».

Литература

1. Барановский Д.В. Философия общего дела в СССР в 1940–1960-е годы: причины возрождения интереса и направления развития // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2017. Т. 18. Вып. 4. – СПб.: Изд-во РХГА, 2017. – С. 149–157.

2. Голованов Л.В. К вопросу об идейных влияниях на К.Э. Циолковского // Труды III чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. – М., 1969. – С. 3–15.

3. Львов В.Е. Загадочный старик: повести. – Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд., 1977. – 270 с.

4. Никитин В.А. Учение Н.Ф. Фёдорова и проблемы христианской антропологии // «Служитель духа вечной памяти»: Николай Фёдорович Фёдоров: к 180-летию со дня рождения: Сб. науч. ст.: В 2 ч. / Сост. А.Г. Гачева, М.М. Панфилов. – Ч. 1.– М.: Пашков дом, 2010. – С. 243–244.

5. Петерсон Н.П. О религиозном характере учения Н.Ф. Фёдорова: (По поводу ст. С.А. Голованенки в «Богословском вестнике» 1914 г.). – М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1915. – 30 с.

6. Римский В.П., Филоненко Л.П. Судьба термина «Русский космизм» // Материалы ХLVII Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». – Калуга, 2012. – С. 47–51.

7. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 368 с.

8. Семёнова С.Г., Тайны Царствия Небесного. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 415 с.

9. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. – 607 с.